Контрастное воздушное закаливание

Контрастное воздушное закаливание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №18

города Нерюнгри Республика Саха (Якутия)

Нерюнгри куорат “Мичээр” оскуола5а киириэн иннинээ5и 18 № дээх муниципальнай уорех тэрилтэтэ

Методы закаливания (рекомендации для родителей)

“Рижский” метод закаливания

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях,мет несколько вариантов. В нашем ДОУ применяется в младших группах для детей от 1,5 до 4 лет.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: “соленая” дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по “Дорожке Здоровья”.

“Дорожка Здоровья” представляет собой полсу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврить для ванной типа “травка”. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Обширное умывание

Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

на счет “1” – растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет “2” – кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет “3” – растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет “4” – одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет “5” – обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.

Хождение босиком

– технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t емли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы

проводим её с раннего возраста.

Контрастные воздушные ванны в сочетании с “Рижским” методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 – 13 минут и имеет характер перебежек из “холодной” комнаты в “теплую” с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.

Деятельность детей в “теплой” комнате заключается в следующем:

– ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;

– ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;

– ходьба по сухому коврику;

– ходьба по “Дорожке Здоровья”.

Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.

Затем дети перемещаются в “холодную” комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 – 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из “теплой ” комнаты в “холодную”, где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.

При соч етание воздушного контрастного закаливания с “Рижским” методом и “Дорожкой Здоровья” помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Гигиенический душ

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется э ффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.
Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.
Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому прежде всего нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Точечный массаж “Волшебные точки”

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов чело века. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарст ва, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также кост ным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улуч шается кроветворение.

Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Р егулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекцион ным заболеваниям.

Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химичес кий состав крови и одновремен­ но слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором дея тельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка

Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабже ние слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснаб жение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. С имметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются мно гие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего

пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:

· С 1 до 3 лет – +20 о С

· С 3 до 7 лет – + +18 о С, +20 о С

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

Прогулки – способ закаливания воздухом

Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).

Температурный режим проведения прогулок в зимнее время

Контрастное воздушное закаливание

Заведующая ГКДОУ д/с № 31

«____» _____________2014 г.

Контрастное воздушное закаливание

Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает реализацию основных методических принципов проведения воспитателем или методистом физкультурных занятии с детьми дошкольного возраста. К концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальне, игровой или раздевалке) температура:воздуха снижается до +13 – +16°С. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением; перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища; покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении “лежа на боку”, “сидя”, “лежа на

Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минуты циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в “холодном” и “теплом” помещениях, то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну. Разница температуры в двух помещениях, составляя в начале в “теплом” +21-+24°С, а в “холодном” – на 3-5°С ниже, увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 12-15°С за счет. снижения, температуры в “холодной” комнате. Температура воздуха в “теплом” помещении поддерживается с помощью подогревателей (включением калориферов), в “холод-, ном” – понижается за счет интенсивного проветривания, вплоть до сквозняков летом.

Во время пребывания в теплом помещении проводится несколько видов занятий, которые могут чередоваться. Они имеют важное значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре, создавая у них Положительный эмоциональный настрой. На этом этапе предлагаются следующие занятия:

– разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или

проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата;

• подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и
элементов творчества;

– разучивание и выполнение новых, нестандартных физических
упражнений и танцевальных элементов, направленных, прежде всего,
на развитие координационных возможностей;

• более спокойный темп выполнения тех же физических упражнений,
что и в “холодной” комнате;

• различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и
перестроения для развития ориентировки в пространстве.

Для этого можно использовать специально оборудованную комнату со спортивными снарядами и инвентарем для развития и укрепления свода стопы. Инвентарь располагают так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Пребывание в “теплом” помещении отличается от пребывания в “холодном” более спокойным темпом движений, игр, чтобы дети не перегревались во время выполнения физических упражнений. Использование подвижных игр дает детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их воображение, находчивость.

Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий (12-15 минут) с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 минуты составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из “холодной” комнаты в “теплую” в ходе игр типа “самолетики”, “перелетные птицы”, “спутники планет” и др.

При контрастном воздушном закаливании неукоснительно соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия: с минимального контраста температур в 3-4°С в начале проведения процедур до разницы 13-15°С для детей 3-4 лет и 15- 20°С для детей 5-6 лет спустя 2-3 месяца. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания. Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются мелодии и песни из детского репертуара, хорошо знакомые детям, поэтому они охотно подпевают. Положительную эмоциональную реакцию поддерживают и интересные физические упражнения, сменяемые по мере овладения ими большинством детей.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль – первостепенное значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

В периоде реконвалесценции после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания должна быть индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое.

Консультация “Методика контрастного воздушного закаливания”
консультация (старшая группа) на тему

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация. Однако, влияние каждого из перечисленных факторов будет положительным лишь в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya.docx13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

“Методика контрастного воздушного закаливания”

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация. Однако, влияние каждого из перечисленных факторов будет положительным лишь в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям.

Методы проведения закаливающей контрастной процедуры

Методика проведения воздушного закаливания предусматривает реализацию основных методических принципов проведения воспитателем или методистом физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

К концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха снижается до +13 – +16 градусов. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки (желательно), что создаёт радостный эмоциональный фон, и , лёжа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц: подтягивание к груди в согнутых коленей с обхватом руками и последующим выпрямлением; перекрёстное и параллельное движения рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища; покачивание согнутых коленей в правую и левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении “лежа на боку”, “сидя”, “лежа на животе”. Затем, по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выполняют в течении 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, нестандартные физические упражнения) попеременно в “холодном” и “тёплом” помещениях, то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну. Количество перебежек не менее шести. Температура воздуха в “тёплом” помещении поддерживается с помощью подогревателей, в “холодном” – понижается за счёт интенсивного проветривания, вплоть до сквозняков летом. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из “холодной” комнаты в “тёплую” в ходе игр типа “самолётики”, “перелётные птицы”.

Используя в сочетании с контрастными воздушными ваннами “Игровые дорожки” после сна для повышения двигательной активности, оздоровления детей раннего возраста. “Игровую дорожку” обозначают в группе (спальне, игровой, раздевалка) импровизированными спортивными снарядами и инвентарём (махровый коврик, ребристая доска, банкетка, лесенка, стремянка и коврики – резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные, солевая дорожка). Инвентарь располагают так, чтобы дети всей группы могли занимается одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в роботу все группы мышц.

Действенный “исторический метод”: “Хождение босиком”, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и её связок. Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом – пола, земли. Начинают хождение босиком при температуре поле не ниже +18 градусов. Вначале дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем – босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя её до 15-20 минут.

Лучшим способом поддержания теплового комфорта для каждого отдельного ребёнка является соответствующее изменение его одежды. Правильный выбор детской одежды имеет очень большое значение в процессе закаливания. Одежда, прежде всего, смягчает метеорологические влияния. В жаркое время года она защищает организм от перегревания, зимой, в холодную погоду – от охлаждения. Ценным качеством тканей для детской одежды является их воздухопроницаемость, способность хорошо впитывать и испарять влагу, т.к. значение кожного дыхания для общей жизнедеятельности организма ребёнка гораздо больше, чем у взрослого.

Хорошим средством закаливания в теплое время года является также хождение босиком. На кожу стоп в этом случае оказывает воздействие не только воздух, но и соприкосновение с полом, землей, травой. Конечно, надо принять соответствующие меры, предупреждающие возможность травм.

В зимнее время особенно важно, чтобы дети двигались во время прогулок. Активность движения во многом определяется одеждой ребёнка. Зимняя одежда должна быть из теплой, мягкой, воздухопроницаемой ткани. Покрой одежды – свободным, обеспечивающим полным объем движений рук и ног.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При наличии 4 душевых установок можно применять другой метод контрастного водного закаливания в бассейне дошкольного учреждения. После плавания дети, разделенные на 2 подгруппы, принимают контрастный .

Профилактика простудных заболеваний . Укрепление здоровья детей.

В статье даются рекомендации, упражнения.

Представлен комплекс закаливающей процедуры после сна и методика контрастного воздушного закаливания по Знаменскому.

Гимнастика после дневного сна- комплекс мероприятий ,который облегчает переход от сна к бодрствованию, имея при этом оздоровительный характер.

Конспект непосредственной оздоровительной деятельности по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста.( Плавание).

Технология Егорова Б.Б. направлена на восстановление и стимулирование естественных сил детского организма, развитие выносливости и, как следствие, большей сопротивляемости его к вирусным инфекци.

Контрастное воздушное закаливание

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость организма ребенка.

Традиционными закаливающими мероприятиями являются водные процедуры: обтирание, обливание, купание; воздушные и солнечные ванны. Однако, как показывают многочисленные научно практические разработки, традиционные методы закаливания эффективны в первую очередь, в качестве начальных процедур.

Наибольшим воздействием обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего контрастные методики в пульсирующем режиме. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание. Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то пульсирующий микроклимат предполагает так же и тепло, то есть те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Создавая модель воздействия «тепло холод», можно рассчитывать на выработку быстрых, целесообразных терморегулирующих реакций. (Ю. Ф.Змановский, Ю. Е. Лукоянов).

Контрастные воздушные ванны (по методике Ю. Ф. Змановского) представляют собой перебежки из холодной комнаты с температурой 13-16 градусов, в теплую с температурой 21-24 градуса. Методика проведения такова: дети просыпаются после дневного сна, выполняют в течение 3 минут 3-4 физических упражнения охватывающих все группы мышц. Затем по команде взрослого встают и оставаясь в трусиках и майках или в одних трусиках выполняют в течение 1-1,5 мин. циклические движения умеренной интенсивности попеременно в «холодном» и «теплом» помещении, т.е. принимают общую воздушно-контрастную ванну. Всего занятие длится 12-15 минут, перебежек должно быть не менее 6 с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин.

К нетрадиционным методам закаливания относится и хождение босиком . При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках ( в течение 4-5 дней ), затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор ( на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т.д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.

Еще более интенсивным нетрадиционным закаливающим средством служат контрастные водные воздействия, так как теплопроводность воды в двадцать восемь раз выше, чем воздуха.

Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной утренней зарядки ребенок встает под душ, обливается водой температурой в 36-38 градусов в течение 30-40 сек., затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 сек. Так процедура повторяется 2 раза. Через одну – полторы недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов и так постепенно в течении двух-трех месяцев доводится до 19-20 градусов – для детей 5-6 лет.

Следующий вид контрастных процедур – водные ножные ванны. Ноги (нижняя треть голени) опускают в емкость с водой температурой 32 градуса летом и 33 градуса – зимой. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды снижается. Она может дойти до 18 градусов.

Контрастные ножные ванны могут проводиться в виде попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих разную температуру. Начинается с контраста в 7 градусов ( от 37-38 до 30-31 градусов ) и трех – четырех кратной смены воды разной температуры. Через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 градусов при шести, восьмикратной смене температур. В начале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. По окончании процедуры ноги вытираются полотенцем и растираются до покраснения.

Обливание холодной водой способствует « пробуждению» нервной системы, мобилизации внутренних сил организма. Обливание проводится 20-30 секунд, после чего ребенка быстро вытирают насухо. Обливание лучше проводить до еды или спустя 1,5-2 часа после нее. Температура воды ( 36 градусов ) снижается на каждом последующем обливании и доводится до 20-18 градусов.

Моржевание повышает сопротивляемость организма, способствует совершенствованию терморегулирующих процессов. Моржевание купание в естественных водоемах проводятся 1 раз в месяц. После купания детей быстро обматывают пеленкой, одеваются, делают пробежку, пьют горячий чай.

Полоскание горла холодной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Начинают эти процедуры при температуре 36-37 градусов. Далее она снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной температуры.

Промывание носа холодной водой восстановлению носового дыхания. Помогает освободить носоглотку от вирусной инфекции, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути. Для промывания носа необходимо подставить под холодную проточную воду ладони, а правой – легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть ее (то же другой ноздрей).

Закаливание носоглотки чесночным раствором. Целью данного закаливания является профилактика и санация полости рта при ангинах, восполительных процессах в полости рта. Применяется как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство ОРЗ, ОРВИ.

Из расчета – 2 зубчик чеснока на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлажденной кипяченой водой и настоять один час. Таким раствором полощут горло, можно кому необходимо закапать нос. Использовать раствор необходимо в течение двух часов после приготовления.

Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно.

Тем кто занимается закаливанием необходимо знать требования к их проведению:

 закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье детей

 необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий

 занятия должны проводиться систематически

 необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка

 начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время

 закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка

 после перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.
скачать

Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ по Ю. Ф. Змановскому

Татьяна Кузнецова
Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ по Ю. Ф. Змановскому

Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено, зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма. При работе с ослабленными детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания, впервые сформулированные еще в 1910 г. Г. Н. Сперанским. Эти принципы сформулированы в современной редакции Ю. Ф. Змановским:

• осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей;

• интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;

• требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания.

Стабильность условий внешней среды- постоянная температура воздуха, теплая вода, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) -приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. Это приводит к тому, что физические факторы – движущийся воздух– «сквозняк», или температура в комнате +17°С становятся источником повышенной опасности. Несомненно, что тренировать способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды стоит и дальше. Необходимо организовать уход, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур, как воздуха, так и воды, использовать все возможности для контакта с естественными факторами природы. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и повышают эффективность закаливающих процедур. Контрастные процедуры не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. При их проведении существенно улучшается кровоток в носоглоточной области.

Деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения базируется на понимании здоровья как целостной категории, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную и духовную стороны его проявления. Таким образом, коллектив нашего детского сада поставил цель – совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях ДОУ.

Ю. Ф. Змановский делит методы закаливания на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). К нетрадиционным – методы, основанные на контрасте температур.

Основная задача – введение нетрадиционных методов закаливания ребенка. Как показывают многочисленные исследования, наиболее эффективными влияниями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. В своей работе мы использовали методику Ю. Ф. Змановского. С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, создаются условия для повышения сопротивляемости организма.

Нетрадиционные методики закаливания

1. Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение основных методических принципов. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе. Затем по команде воспитателя дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, проводят закаливающие процедуры: упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, проходят по закаливающим дорожкам (солевые дорожки, корригирующие дорожки для профилактики пласкостопия, выполняют общеразвивающие упражнения, направленных на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания упражнения для профилактики сколиоза, развития стоп ног. После активных движений дети проходит обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах – обтирание груди. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого покраснения.

Структура проведения закаливающих процедур после сна.

Характер действия Метод Методика Противопоказания

Воздух (температурное воздействие на организм) Сон без маек

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика после сна в кроватях.

Хождение босиком Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, массажные коврики и др.)

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья Медицинский отвод после болезни.

Температура воздуха в спальне ниже 14oС

Температура воздуха ниже нормы.

Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) Полоскание рта кипяченой водой, соляным раствором

Туалет носа Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 2-й младшей группы.

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица с последующим растиранием полотенцем.

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой Температура воздуха ниже нормы.

Наличие медицинских отводов.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

В период после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания индивидуально щадящая (носки, майки, а продолжительность процедуры в первые 5-7дней сокращается вдвое.

2. Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и ча-сто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур. (Ю. Ф. Змановский).

В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так, в группах применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика (су-джук); захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

3. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.

Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах t 36-38o. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят «волшебные» слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А. у. м.».Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные – такие, какие подсказывает собственное воображение ребенка. “Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я –здоров”. Дети поласкают рот, промывая водой всю полость рта. После этого со звуком “а. а. а”,подняв голову, поласкают горло и также проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала “заряженная” вода? Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 20-22oс целью достижения закаливающегося эффекта.

Основные требования к проведению закаливания

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства).

Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т. п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети обтираются влажным полотенцем, обмывают под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка.

При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

Можно выделить три группы детей по этим показателям:

• Здоровые закалённые.

• Дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, и здоровые, но незакалённые.

• Дети, страдающие хроническими заболеваниями, после длительных заболеваний.

• Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

• Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.

• Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

• Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3, а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.

Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например – полоскание водой горла – местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

Полиградационность, т. е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания.

Нетрадиционные методы массажа в работе логопеда ДОУ Сорока-белобока кашу варила…Кто не помнит эту считалку? Мамочка может быть даже и не догадывается, что в эти нежные минуты радости и счастья.

Нетрадиционные методы обучения рисованию Идеи для детского творчества. Существует много нетрадиционных методов обучения рисованию, что помогает обогащать и расширять художественный.

Консультация для педагогов «Различные методы закаливания в оздоровлении детей 5–7 лет» «Различные методы закаливания в оздоровлении детей 5-7 лет» Подготовила: Старова Е. В. Закаливание организма, как и занятия физической культурой,.

Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» ” Формы и методы правового воспитания.

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного.

Нетрадиционные методы экологического воспитания детей Нетрадиционные методы экологического воспитания детей Существует три группы методов экологического воспитания дошкольников:1. Наглядная.

Презентация «Нетрадиционные методы рисования» Цель: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие.

Презентация «Нетрадиционные методы в логопедии. Биоэнергопластика» Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. В. А. Сухомлинский.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания Традиционные и нетрадиционные методы закаливания В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается.

Контрастное воздушное закаливание

Необходимо различать прием воздушных ванн на площадках и пользование воздушными ваннами в процессе работы на полях. Закаливание на площадках легче поддается контролю.
Прием воздушных ванн при работе на колхозных полях следует производить по определенным правилам.

Свето-воздушные ванны в процессе работы в полуобнаженном виде рекомендуется принимать в утренние часы, до восхода солнца, и через час-полтора после восхода; в вечерние часы — за час до захода солнца и порез час-полтора после захода (при благоприятной погоде). В промежутке между этими приемами возможность пребывания в полуобнаженном виде на поле должна зависеть от возраста, температуры, ветра.

Там, где много пыли, как, например, при работе у молотилок или при высеивании удобрений, не рекомендуется находиться долгое время в полуобнаженном виде. Кожа и таких случаях загрязняется потом и пылью и на ней появляются угри, фурункулы, карбункулы.
Принимая воздушную ванну, необходимо по избежание сильного раздражения кожи по временам надевать одежду, предварительно обтерев кожу мокрым полотенцем.

При низкой температуре и при ветре не следует доводить себя до озноба, в особенности в тех местностях, где после заката солнца быстро наступает прохлада. Пожилым, ослабленным и малокровным особенно необходимо быть осторожными и пользоваться советом врача.

Всякая работа, соединенная с воздушными ваннами при высокой температуре, вызывает усиленное потоотделение; поэтому после нее необходимо обтирание, а где есть источник чистой воды, — обливание из ведра, ковша и т. п.

Вопрос о широком внедрений методов закаливания в колхозный быт еще не подвергался обсуждению в медицинской (в частности, физиотерапевтической) и физкультурной литературе. Между тем, очень важно научить колхозников правильно использовать солнечные и воздушные ванны, уметь сочетать их с сельскохозяйственным трудом.

Контрастные методы закаливания

Так обычно называют способы закаливания при помощи резкой смены воздуха высокой и низкой температуры. Образцом подобного закаливания могут служить примеры из жизни наших северных народов. У них принято после жаркой бани, разгорячившись, выбегать на холодный воздух, часто на снег и, пробыв там некоторое время, снова возвращаться в натопленную баню. На этих народных обычаях основаны различные системы закаливания. В летние месяцы для этой цели служат специальные помещения, разделенные на холодные (с системой холодильных установок) и теплые камеры. Через них посменно проводятся группы обнаженных людей. Начинают с холодных камер или, наоборот, с теплых, затем переходят из одной камеры в другую. Если сеансы заканчиваются теплой камерой, то следует холодный душ, если холодной камерой, то принимают теплый душ.

При отсутствии камер в летнее время используют подвальные холодные помещения, выходящие на места, освещаемые прямыми солнечными лучами. В этих случаях обнаженных людей переводят из холодной воздушной ванны под прямые солнечные лучи или после облучения в холодное (помещение и затем снова под прямые солнечные лучи.

В зимнее время надобность в холодильных камерах и подвальных помещениях отпадает. Из любой отапливаемой комнаты полуобнаженных людей переводят на определенное время на морозный воздух и затем снова в теплое помещение. Зимой можно также практиковать закаливание, переходя из отапливаемых комнат в неотапливаемые. Пребывание в них вначале ограничивается 5—10 мин., а затем доходит до 1/2—1 час, причем обязательно движение (ходьба, гимнастика).

При массовом закаливании снижают температуру в местах для сна. Практикуется пребывание в зимние дни в бараках или палатках при температуре ниже нуля. В армии с этой же целью хорошо перебрасывать военные части из долин и равнин с их мягким, ровным и теплым климатом в места, находящиеся на различных высотах, с климатом, подверженным всевозможным колебаниям.

Воздушные ванны часто сочетаются с водными процедурами, причем соблюдается правило о разных температурах, например: после холодных ванн купаться в теплой воде, после воздушных ванн с высокой температурой купаться в холодной воде. Очень распространено купание после похода, марша при высокой температуре воздуха.

Необходимо ввести систему контрастных методов закаливания в практику широких кругов физкультурников. Этот метод является физиологической гимнастикой и нервов и сосудов, прекрасной тренировкой аппаратов регуляции температуры тела.

При применении контрастных методов закаливания, особенно среди людей, уделявших мало внимания закаливанию своего организма, следует все холодные процедуры заканчивать согревающим растиранием, даже массажем. Все тепловые процедуры при высокой температуре следует заканчивать при температуре прохладной, но не вызывающей охлаждения организма.

Очень важно руководствоваться состоянием аппетита, сна, работоспособности, самочувствия, а также учитывать изменения пульса и дыхания под влиянием контрастных сеансов закаливания.

Ссылка на основную публикацию