Влияние плавания на осанку

Плавание как средство коррекции нарушения осанки у дошкольников

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи , но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

Далее в таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания.

Цель упражненияВид упражненияМетодические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника.Скольжение на груди, скольжение на спине.Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц.Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием.Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра.Плавание брассом на спине.Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника.Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук.Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей.Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища.Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения.Скольжение на спине, ноги брасс.По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника.Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения.Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников).Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки.Плавание брассом в полной координации.В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры.Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем.При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры.То же без доски.Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей.Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем.На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника.Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем.Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения.Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль.Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

  1. Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  2. Петренко Г.Г., Полесся Г.В. Лечебное плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.
  3. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.
  4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-на-Дону: «Феникс, 2001.

Влияние плавания на формирования осанки у детей

Ирина Чечнева
Влияние плавания на формирования осанки у детей

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Известно, что плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку.

Опорно – двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются.

Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию.

Плавательные упражнения содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании сила воды поддерживающая ребенка на поверхности, облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник.

Именно поэтому плавание является эффективным средством коррекционной работы профилактики и лечения различных нарушений в осанке.

Анализ плавающих детей показал следующую картину. Из 164 плавающих детей, 19 человек имеют патологию в осанке.

Поэтому передо мной встала задача, составить план дальнейшей работы с этими детьми.

В коррекционной работе с детьми с круглой спиной, я поставила следующие задачи:

1. Укрепление мышц – разгибателей туловища.

2. Укрепление мышц спины.

3. Укрепление мышц рук и ног.

К этим задачам я подобрала ряд упражнений.

1.1 В ходьбе руки на пояс, наклон вперед выполнять вдох в воду, вернуться в и. п. -вдох.

2. Наклон вперед руки в замке за спиной.

3. Упражнение «Винт» выполнять в разные стороны.

2.1. Работа ног кролем на спине с выполнением поочередных гребковых движений руками.

2. Работа ног кролем на спине с выполнением гребка руками одновременно.

3. Из положения «Звездочка» выполнять поочередное движение рук и ног одновременно.

4. То же в положении «Стрела».

3.1. Выпрыгивание вперед упражнение «Прыжок дельфина».

2. Упражнение скольжение.

3. Работа ног, различными способами плавания.

В коррекционной работе по плаванию с детьми с плоской спиной решаются следующие задачи:

1. Увеличение Ж. Е. Л. (жизненной емкости легких)

2. Укрепление мышц спины.

3. Укрепление мышц передней поверхности тела.

4. Укрепление мышц передней и задней поверхности бедра.

Комплекс упражнений к этим задачам.

1. Упражнения на дыхание способствующее увеличению Ж. Е. Л. и расширению грудной клетки.

а) у бортика, держась руками за поручень, выполнить вдох и выдох в воду.

б)стоя на коленях, руки на пояс, выполнить вдох и выдох в воду.

в)выпрыгивание из воды с выполнение вдоха и выдоха в воду с погружением.

2. а) ходьба по бассейну с выполнение круговых вращений рук вперед и гребковым движение на уровне бедра.

б)Ходьба в полуприседе с одновременным гребковым движением рук назад.

г) Скольжение на груди с одновременным движением рук через стороны.

3 а) Работа ног кролем на груди с поочередными движениями рук кролем на груди.

б) В положении «звездочка» сведение рук под водой до хлопка.

4 а) В висе, держась руками за поручень, спина прижата к бортику, поднятием ног до поверхности воды.

б) С доской в руках работа ног кролем на спине с выполнением вдоха и выдоха в воду.

в) Работа ног кролем на спине подбрасыванием воды вверх.

5. Задача решается в процессе выполнения 2,3 и 4 задач.

Одновременно я прослеживаю качество выполнения упражнений этими детьми. Однако детей утомляет однообразная деятельность. Поэтому выработка навыков этих движений должна происходить в разнообразной деятельности детей. Во время занятий я стараюсь использовать различные элементы игры.

О результатах работы говорить еще рано. В конце учебного года, я постараюсь подвести итоги этой работы.

Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста. Касаясь необходимости обучения плаванию, П. Ф. Лесгафт (1952 г) отметил, что ребенок.

Формирование правильной осанки у детей Формирование правильной осанки у детей Анастасия Свинухова Формирование правильной осанки у детей Статья для воспитателей дошкольных учреждений.

Формирование правильной осанки у детей посредством использования игровых упражнений Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Дошкольный возраст.

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии: И. П – сидя на стульчике, 1 – Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;.

ЛФК при нарушении осанки по типу лордоз у детей 6–7 лет Актуальность. В стадии активного роста у детей 6-7 лет, могут появиться дефекты осанки. Они обусловлены недостаточной двигательной активностью,.

Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет. Построение в шеренгу. Встать в положение “основная стойка”: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное.

Повседневное формирование правильной осанки у детей. Консультация для родителей ПОВСЕДНЕВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ. Консультация для родителей. Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших.

Примерный комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки детей 4–6 лет Целью лечебной гимнастики является формирование правильной осанки. Данный комплекс выполняется в игровой форме, развивает воображение и.

Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей. Памятка для родителей Осанкой принято называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Значение плавания в дошкольном возрасте Значение плавания в дошкольном возрасте Кубанкова Марина Олеговна Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48 К большому сожалению,.

Плавание в бассейне для решения проблем с позвоночником у детей

Плавание в бассейне — один из самых полезных видов физической активности, благотворно влияющий на мышцы и позвоночник. Его значение для детей школьного возраста трудно переоценить, потому что именно плавание помогает укрепить спину при сидячем образе жизни.

Польза бассейна для здоровья

К сожалению, проблемы с позвоночником — беда многих школьников. Они проводят много времени в сидячем положении дома и в школе. При этом далеко не все школы оснащены плавательным бассейном. Но для профилактики болезней позвоночника особенно важно, чтобы он находился недалеко от дома.

В чем преимущества регулярных занятий плаванием?

  • Укрепление позвоночника. Позвоночник — одна из главнейших структур в организме человека.
  • Улучшение тонуса мышц. Люди, которые много плавают, выглядят крепкими и подтянутыми. Это происходит потому что ваши мышцы преодолевают плотность воды, которая в 12 раз больше плотности воздуха.
  • Улучшение работы сердца. Плавание благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему и препятствует развитию воспалительных процессов, а также таких заболеваний как диабет II типа и астма.
  • Снижения уровня стресса. Плавательные упражнения оказывают расслабляющий эффект на наше тело и мозг. В этом смысле оно чем-то напоминает медитацию — пока мы плывем, плеск воды помогает отключиться от посторонних мыслей.

Таким образом, регулярные занятия в бассейне положительно влияют на все системы нашего организма.

Плавание для профилактики болезней позвоночника у детей

Главная проблема детей школьного возраста — сидячий образ жизни. Увы, они страдают от него не меньше, чем взрослые офисные работники, потому что их позвоночник находится в стадии развития, и риск получить хронические заболевания очень велик. Школьники много сидят за партой, а затем готовят уроки дома, носят за спиной тяжелые рюкзаки. Как следствие, уже в достаточно юном возрасте их спутниками становятся сколиоз и нарушения осанки.

Чтобы проблемы с позвоночником не переросли в хронические заболевания, ребенку обязательно следует посещать плавательный бассейн.

Оздоровительное плавание — это не только профилактика болезней позвоночника, но и польза для организма в целом.

Причины, по которым врачи рекомендуют бассейн:

  • Плавание помогает укрепить иммунитет;
  • Регулярные плавательные упражнения способствуют борьбе со стрессами и нормализации сна;
  • Плавание помогает бороться с лишним весом. За 15 минут пребывание в воде можно потерять до 100 ккал.

Результатом регулярных занятий плаванием у детей станет хорошая осанка, красивая фигура и правильное функционирование всех систем организма.

Физическая активность — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Но кроме плавания, профилактика заболеваний позвоночника включает в себя еще и следующее:

  • Поднимать вес, который составляет не больше 10% от общей массы тела;
  • Стараться правильно держать спину;
  • Правильно подбирать ранец. Его задняя часть должна быть твердой, а лямки – мягкими;
  • Избегать длительных фиксированных поз. Менять позу следует каждые 10-15 минут;
  • Обязательно отдыхать лежа после школы, но при этом стараться не читать и не смотреть телевизор;
  • Делать зарядку по утрам;
  • Питаться правильно, избегая вредных продуктов, ведущих к развитию ожирения;
  • Вовремя ложиться спать.

Плавание в сочетании с другими факторами здорового образа жизни поможет школьнику не только укрепить позвоночник, но и избежать серьезных проблем в будущем.

Как правильно выполнять плавательные упражнения

К сожалению, не все дети умеют плавать. Это может быть связано с недоступностью водоема в летнее время в регионе, где живет ребенок или отсутствием специальных оздоровительных учреждений.

Печальная статистика — дети составляют 20% от общего числа утонувших во всем мире ежегодно. Основная причина — неправильное поведение на воде и небрежность взрослых. Дети и подростки часто заплывают слишком далеко, играют в игры на большой глубине, не рассчитывают собственные силы.

Поэтому важно не просто научить ребенка плавать, но и показать ему правильность поведения на воде во избежание несчастных случаев.

Если ребенок только начинает заниматься плаванием, то на первых уроках нужно обязательно выполнять следующие рекомендации:

  • Внимательно слушать указания тренера на суше;
  • Для начала выполнять простые упражнения и не стремиться к быстрому результату;
  • Начать обучение с 1-2 упражнений;
  • Знакомиться с различными техниками плавания: кроль, брасс, баттерфляй и т. д.;
  • Не стесняться задавать тренеру вопросы по технике плавания;
  • Увеличивать расстояние не сразу, а постепенно;
  • Плавать в том стиле, который приятен и удобен;
  • Внимательно следить за нагрузкой и стараться избегать переохлаждений.

Успешное обучение плаванию зависит от профессионализма тренера, его умения найти подход к детям. Не все школьники становятся профессиональными пловцами, но умение плавать — это один из важнейших жизненно необходимых навыков современного человека.

Задача детского инструктора — быть внимательным и терпеливым, стараться не критиковать ребенка за ошибки, чтобы не уничтожить интерес и не привить отвращение к плаванию.

Для правильного плавания рекомендуется:

  • Сделать сначала небольшую разминку на суше;
  • Сделать небольшую плавательную разминку в течение 3-5 минут;
  • Поплавать на спине в конце занятия.

Идеальный возраст для обучения плаванию — 7-12 лет. В этом возрасте происходит активное формирование костей, мышц, суставов. Поэтому особенно важно уделять внимание их укреплению и правильному развитию. Температура воды в искусственном или естественном водоеме не должна быть ниже 22-24 градусов.

Плавание необходимо школьнику не только для общего правильного развития организма, но и для понимания как вести себя на воде и оказывать первую помощь пострадавшим. Таким образом, оно становится одним из самых важных факторов физического развития человека и формирования жизненно необходимых навыков.

ПЛАВАНИЕ КАК СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ

студент, кафедра АПК СГЭУ,

старший преподаватель СГЭУ,

Плавание – это один из самых безопасных и одновременно полезных для здоровья человека видов спорта. Если сравнивать плавание с футболом, баскетболом и прочими контактными видами спорта, то оно менее травмоопасное. Кроме того, занятие плавание рекомендую при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, осанки, при восстановлении после аварий, переломах костей, ушибов и тд.

Цель моей работы – выяснить, как занятия плаванием могут улучшить осанку человека.

1. Выявить, какие способы плавание способствуют улучшению осанки.

2. Выявить, каким образом исправляется осанка.

3. Выявить, какие силы действуют на человека в воде.

Актуальность данной работы в настоящее время велика как никогда. С переходом от индустриального века к информационному наложились свои негативные отпечатки на жизнь человека. Глобализация жизненных процессов, сидячий образ жизни, рутинные будни все это изо дня в день ухудшает наше здоровье. Современную жизнь сложно представить без компьютера, многие из нас работаю на компьютерах, в дороге домой – в компьютере, дома снова компьютер. И если у вас появились проблемы с осанкой то врач непременно направит вас в бассейн. Поэтому давайте разберемся как работает тело в воде, какие способы плавания могу улучшить осанку, и как вода положительно влияет на организм.

Как было сказано ранее, плавание рекомендуется при таких заболеваниях как остеохондроз, сколиоз и других заболеваниях связанными с искривлением позвоночника. Давайте разберемся как плавание работает. Лечебное свойство плавания основывается на законе Архимеда, а именно на способности выталкивания тела из воды. В воде тело человека чувствуют примерно те же ощущения, что в невесомости. Среднестатистический человек, весом в 70 кг, в воде будет весить примерно около 3 кг [1, c. 32].

Один из положительных моментов плавания связан с тем, что так как человек практически находится в состояние невесомости все его нагрузки, которые сдавливают межпозвоночные диски полностью ослабляются. Если человек не плавает, а даже просто находится в воде примерно один сеанс плавания, то его позвоночник расправляется и рост человека увеличивается на несколько миллиметров.

Следующий положительный момент основывается на гибкости и повышенной амплитудой движений в воде. Если тело человека расслаблено, то эластичность его мышц и суставов в разы увеличивается и в воде он может достигнуть большей гибкости, чем во время тренировки на суше. Все движения человека в воде становятся более плавными и динамичными. Во время плавания вы не только увеличиваете свои природные возможности, но и еще можете расширить их, увеличивая амплитуду движений при гребке.

Если вы занимаетесь, плавание с периодичностью 2 – 3 раза в неделю, то можете заметить, что плавание замечательно тренирует мышцы. Стоит заметить, что при разных способах и стилях плавания работают разные мышцы и за комплексную тренировку в бассейне, можно проработать большинство из них [2, c. 135]. Кроме того, во время плавания нам необходимо удерживать баланс, при этом более глубоко работают мышцы стабилизаторы в области пресса и позвоночного корсета, которые необходимы для удержания правильной осанки.

Не менее важный момент в занятиях плаванием заключается в увеличение экскурсии легких. С возрастом жизненный объем легких снижается, это проиcходит из-за уменьшения амплитуды суставов ребер и грудного отдела позвоночника. Экскурсия легких (расстояние грудной клетки от момента вздоха, до момента выдоха) у людей в пожилом возрасте снижается (1-2 см) и временами может даже полностью исчезнуть. При занятиях плавание необходимо освоить правильную технику дыхания, чтобы не захлебываться в воде, для этого нужно делать короткие и глубокие вдохи, выдыхать воздух стоит в воду. Так же правильное положение головы при плавание может заметно упростить эту процедуру. Большая глубина и частоты вздохов самым положительным моментом влияет на жизненный объем легких, амплитуду движения грудного отдела позвоночника и реберных суставов. Поэтому плавание рекомендуется и в пожилом возрасте для укрепления реберных суставов, грудного отдела позвоночника и нормализации дыхательных функций легких.

Последним, не менее важным пунктом является эмоциональная и мышечная разгрузка организма. Не важно где вы плаваете, в оздоровительном комплексе, профессиональном бассейне, на реке или озере плавание снимает мышечное, эмоциональное и психологической напряжение вызванное внешними факторами.

Мы рассмотрели одни из основных положительным моментов плавания и влияние его на организм человека, разобрались какие силы действуют на человека в воде, и как используя их можно сохранить красивую осанку и здоровье. Далее необходимо разобраться, какие способы плавания необходимо применять при различных заболеваниях позвоночника.

1. При сутулости, гиперкифозе врачи рекомендую плавать на животе, при этом будет происходить разгибание грудного отдела позвоночника, что в свою очередь поможет вам выправить осанку.

2. Тут же стоит отметить, что если у вас наблюдается уплощение грудного изгиба, то лучше не использовать стили плавание ориентированные на положение лежа на животе, тут необходимо выбрать стиль плавания “на спине”.

3. Тем людям, которые продолжительное время не занимались физическими нагрузками, пожилым людям и инвалидам рекомендуется плавать брассом (лягушкой) на животе или на спине.

4. Если у вас сколиоз и связанные с ним заболевания позвоночника врачи рекомендуют плавание брасом на животе и на спине. Это объясняется синхронностью движений при правильной технике данным стилем, что в свою очередь положительно влияет на симметрию мышечного корсета относительно позвоночника.

5. Если у вас есть травмы позвоночника, переломы и т.д. рекомендуется плавать на спине без использования гребковых движений руками, в этот момент достигается наиболее комфортное и расслабленное положение для позвоночника.

Такое заболевание как плоскостопие также ухудшает осанку. Медицинское определение плоскостопия гласит – это изменение формы стопы, характеризующиеся опущением ее продольного и поперечного сводов. К результатам плоскостопия следует отнести быстрое утомление при ходьбе, боле в ступнях, и болях в пояснице. Поэтому активно движение стоп в воде предупреждает развитие плоскостопия. При плоскостопие полезен стиль плавание называемый “вольным”, так как характерной особенностью данного стиля является именно ориентированность на работу ног, что в свою очередь укрепляется стопы и предотвращает появление плоскостопия. Для большего эффекта рекомендуют использовать ласты.

Итак, мы выяснили, что плавание наиболее эффективно действует на опорно-двигательный аппарат исключая ненужную нагрузку на позвоночник, тем самым улучшая осанку, делая фигуру спортивной подтянутой и стройной. Так же рассмотрели какие стили плавания влияют на различный заболевания позвоночника. Важно отметить, что плавание наименее травматичный вид спорта, поэтому им рекомендуется заниматься как молодым людям, так и людям пожилым.

Список литературы:

  1. Крокер М. Анатомия человека. Уч. пособие. Издание: 2002год. Страниц: 64. Издательство: М. Росмэн.
  2. Лафлин Т. Как рыба в воде. эффективные техники плавания, доступные каждому. Книга. Новое издание: 2012 год. Страниц: 232. Издательство: МИФ.

Плавание для исправления осанки

Содержание

Плавание для исправления осанки [ править | править код ]

Когда речь заходит о состоянии мышц — стабилизаторов туловища, у нас, в первую очередь, возникает ассоциация с брюшным прессом, поясничным отделом спины и районом бедер. Именно этот участок тела стал объектом особого внимания во второй половине 1990-х годов, когда все в спортивном мире обсуждали тему устойчивости положения тела. На языке профессиональных пловцов его именуют нижней частью стабилизаторов туловища, и в плавании он играет такую же важную роль, как и во многих других видах спорта, в чем мы сможем убедиться в этой статье. И намного меньше внимания уделяется верхней части мышц-стабилизаторов — грудному отделу позвоночника пловца, его плечам и лопаточной области, — а ведь именно этот участок является, пожалуй, даже более важным для хорошей техники плавания.

Адам Янг: Одной из моих задач в компании Swim Smooth является администрирование работы наших сайтов, посвященных плаванию. Занимаясь этим, я провожу много времени перед монитором. Работа за компьютером ссутуливает плечи и вытягивает шею, из-за чего мышцы в области груди укорачиваются, а между лопатками растягиваются. Если вы работаете в офисе, то такая осанка может серьезно вредить технике плавания.

Неправильная осанка на рабочем месте (слева) может негативно сказаться на плавании. Однако, следя за ней, не перестарайтесь (справа) – это вызовет излишнее давление в области поясничного отдела спины.

Когда человек плывет, он погружается в воду в горизонтальном положении, его тело вытягивается вперед, при этом работу рук контролируют мышцы плеч, груди и лопаточной области. Если грудные мышцы сокращаются, а мышцы между лопатками, соответственно, вытягиваются, то при входе в воду рабочая рука будет, как правило, стремиться внутрь, что приводит к закладыванию рук за продольную ось вращения тела.

Чтобы решить проблему закладывания рук внутрь, не стоит пытаться сделать гребок шире. Бытует распространенное мнение, что руки следует мысленно выбрасывать к цифрам 10 и 2 на воображаемом циферблате — это якобы должно исправить неправильное вкладывание рук в воду. В соответствии с этой теорией считается, что представив себе мысленно более широкие гребки, вы сможете привести в порядок свою технику плавания. На самом же деле это только уменьшит кренение плечевого пояса и приведет к более плоской манере плавания, а руки со временем начнут двигаться все шире и шире.

Вместо этого, чтобы решить проблему закладывания рук, нужно улучшать осанку в воде методом сведения и разведения лопаток. На рис. показано, как можно ровно вытянуть вкладываемую руку вперед и простимулировать правильный крен плечевого пояса. Испытайте этот метод сами в положении стоя.

Если у вас есть проблема с закладыванием рук за ось позвоночника или недостаточным вращением плечевого пояса, есть большая вероятность, что вам следует поработать над осанкой в плавании. Ее улучшение увеличит и длину гребка, поскольку будет способствовать более ровному вытягиванию тела. Давайте внимательно рассмотрим некоторые упражнения и практические задания. В Дополнительные тренировки пловцов на суше мы посоветуем еще несколько простых растяжек для расслабления мышц груди и плечевого пояса.

Пол: Помните, когда вы были маленькими, ваши родители говорили вам: «Выпрями спину, подними подбородок! Расправь плечи! Грудь вперед!»? Это именно то, что вам нужно сделать, чтобы откорректировать вашу осанку в воде. Мы называем умение плыть с креном в плечевом поясе и прямой спиной «плаванием достойных»!

Вращение корпуса и работа рук [ править | править код ]

Пол: Хорошая новость: не нужно быть физически сильным для того, чтобы хорошо плавать. Именно по этой причине одиннадцатилетняя девочка может лихо проплыть мимо вас, хоть мышцы верхней части ее тела не так уж сильны. Разгадка в том, чтобы занять правильное положение в воде, выдерживать хороший ритм работы рук и ног. В результате это даст необходимую мощность при удивительно малом количестве затраченных сил.

Мы надеемся, что вы понимаете, как верхняя часть мышц — стабилизаторов туловища координирует работу рук и других частей тела. Когда вы плывете, выдерживая правильную осанку, создается крепкая связь между торсом и руками, для поддержания их работы вы можете задействовать более крупные мышцы груди и верхней части спины.

Плохая осанка в плавании часто провоцирует перенапряжение более слабых мышечных групп плеча. Если верхняя часть стабилизаторов устойчива, в сочетании с хорошим захватом и техникой кренения плеч это поможет использовать дополнительную силу для продвижения в воде.

Оптимизация осанки в бассейне [ править | править код ]

Для улучшения осанки в воде мы часто применяем упражнения с работой ног на боку. Многие пловцы уже выполняли похожие упражнения, но относились к ним как к отработке вращения или гребков. Однако сейчас мы сконцентрируемся на правильной осанке в воде.

Начните с упражнения «Ноги на боку», описанного в Упражнения для пловцов. Наденьте ласты и начинайте делать мягкие удары ногами, продвигаясь вперед, при этом вытяните оказавшуюся внизу руку вверх относительно тела. Обратите внимание на положение этой руки: пересекает ли она центральную линию? Это покажет, как она будет работать во время полноценного плавания вольным стилем в координации. Вам кажется, что вы вот-вот заведете руку внутрь за продольную ось тела? Попробуйте выпрямить ее, вначале сведя лопатки вместе, а затем опустив их. Если вы все сделаете верно, движения выровняются.

Выполняйте это упражнение, глядя прямо и вниз (взгляд направлен за подмышку), и выдыхайте длинную цепочку из пузырей. На вдохе поверните голову набок, а после верните ее в воду. Пока вы делаете вдох, держите вытянутую в воде руку ровно и не позволяйте ей погружаться. Вторая рука остается расслабленной сбоку, как будто вы засунули ладонь в боковой карман джинсов.

После 25 метров смените сторону. Повторите упражнение, при этом следите, чтобы вытянутая в воде рука была ровной. Замечательно, если тренер или друг будут наблюдать за тем, как вы работаете над выполнением упражнения, а потом проанализируют общую согласованность ваших движений.

Упражнение «Ноги на боку» иллюстрирует согласованность движений ведущей руки и помогает работать над осанкой. Когда вы почувствуете, что хорошо справляетесь, можете переходить к упражнениям «6-1-6» и «6-3-6».

В упражнении «6-1-6» нужно сделать шесть ударов ногами на боку. За этим следуют один гребок и смена стороны, после чего вы выполняете шесть ударов ногами на новой стороне и снова сменяете ее. Упражнение более сложное, чем предыдущее, поскольку вам нужно будет держать осанку во время совершения гребков. Следите за тем, чтобы во время входа в воду не произошло закладывание руки. Вам нужно сразу выполнять вход ровной рукой, а не выравнивать ее после. Снова напоминаем, что любой отзыв от стороннего наблюдателя будет очень полезен.

Адам: Мы включили многие из упражнений с ударами ног на боку в программы для наших команд в Перте. Они действительно помогают отработать движения, одновременно улучшая осанку в воде и, как мы увидим далее, настраивают на хороший захват. Один небольшой комментарий по поводу упражнения «6-1-6»: убедитесь, что вы делаете вдох после гребка, а не перед ним. Вы можете про себя называть это упражнение «6-1-вдох-6».

Упражнение «6-3-6» еще более сложное и подразумевает выполнение трех полных гребков между движениями ног на боку. Теперь, когда ваша осанка улучшилась и помогает плыть, вы почувствуете, что движения становятся сильнее.

Пол: Прочтите примечания к упражнениям, они содержатся в Приложении А. Когда вы увидите, что справляетесь, постарайтесь соблюдать идеальное вращение корпуса (от 45° до 60° во время обычного плавания в координации и около 90° при плавании в положении «ноги на боку»). Совершенствуйте согласованность и правильное положение рук впереди. Расслабьтесь и плавно выдыхайте в воду.

Как только вы освоите это упражнение, выполните несколько полноценных заплывов, применяя упражнение «Средний палец», описанное в Плавание: вход руки в воду. Сконцентрируйтесь на входе в воду и вытягивании среднего пальца, словно ружейного ствола, вперед от плечевого сустава. Если у вас есть пара лопаток Finis Freestyler, вы можете использовать их. У них есть приспособление, которые подсказывает, насколько ровно вы плывете. При заведении рук вы сразу же почувствуете, как лопатки поворачиваются в сторону.

Мантра «1-2-ровно» [ править | править код ]

Во время работы над осанкой в воде вы обратите внимание на то, что хотя все движения остаются идеально согласованными, во время гребка на вдохе закладывание возвращается. Это естественно, ведь во время такого гребка вы начинаете концентрировать внимание на процессе вдоха. Чтобы продолжать плыть ровно и при этом дышать, повторяйте про себя «1-2-ровно-1-2-ровно. ». Счет «1» и «2» приходится на обычные гребки, а счет «ровно» — на гребок на вдохе: так на вдохе вы сможете сосредоточиться на руке впереди.

Другие упражнения для осанки [ править | править код ]

Упражнение «Сломанная стрела», описанное в Приложении А, идеально для пловцов с зажатыми плечами и вообще для грудного отдела спины. В нем движения организуются по схеме «6-1-6», но рука в подготовительной фазе проносится вертикально и на мгновение зависает. Затем перед входом руки в воду локоть нужно согнуть как минимум до 90°. Чтобы усовершенствовать это упражнение, в тот момент, когда рука займет вертикальное положение, сознательно расслабьте плечо и обратите внимание на то, как оно ощущает себя в суставной ямке. Это поможет расслабить грудной отдел и мышцы плечевого пояса.

Мышцы – стабилизаторы нижней части туловища [ править | править код ]

Нижняя часть стабилизаторов туловища: в области бедер, поясничного отдела спины и живота — важна для ровного положения в воде и лучшей работы бедер и плеч как единого механизма. В плавании умение управлять глубокими мышцами-стабилизаторами воспринимается не так, как в любом другом виде спорта, и это немного сбивает с толку.

Чтобы успешно управлять стабилизирующими мышцами туловища, нужно чувствовать растяжку между тазом и грудной клеткой. В определенном смысле нужно попытаться максимально разъединить эти части вашего тела, будто вы поднимаете грудь, максимально удаляя ее от бедер. Если вы попробуете так сделать, то почувствуете, как улучшается осанка, грудь выступает вперед, а плечи разворачиваются назад — прекрасное ощущение! Однако будьте осторожны: в этом упражнении нужно избегать задержки дыхания.

Если существуют проблемы с положением ног в воде, то первое, чем нужно заняться, — работа над осанкой. Это поможет приподнять ноги, вы легко заскользите в воде — и уже одно это явится показателем значительных улучшений.

В своей работе мы используем упражнения на воображение. Это помогает правильно задействовать нижнюю часть стабилизаторов.

«Торпедный толчок» с ластами [ править | править код ]

Совершайте беспрерывные удары ногами вверх и вниз, при этом держите руки над головой так, чтобы ваша поза напоминала торпеду. Для обтекаемого положения нужно придать устойчивость мышцам грудного отдела спины, а также растянуть мышцы плеч и груди. Теперь проплывите с ластами дистанцию от 50 до 100 метров. Когда бы вы ни начали заплыв вольным стилем, вы всегда должны стараться выполнить хорошее отталкивание и скольжение (см. Упражнения для пловцов). Сразу же нужно сконцентрироваться на устойчивости стабилизирующих мышц нижней части, используя наглядные примеры, приведенные ниже. Когда вы плывете вольным стилем, помните об этом, и умение координировать работу мышц-стабилизаторов обязательно принесет пользу.

Лакричная палочка для растяжки [ править | править код ]

Для того чтобы лучше представить себе, как должна выглядеть растяжка мышц — стабилизаторов туловища, вообразите, что один конец лакричной палочки прикреплен к вашему тазу, а другой — к грудной клетке. Когда вы плывете, вы должны стараться всегда держать палочку растянутой.

Сведите ягодицы! [ править | править код ]

Несколько грубоватый пример: представьте себе, что у вас есть монетка достоинством в один фунт или один доллар, зажатая между ягодицами. Для того чтобы удержать ее, нужно немного сжать ягодичные мышцы. Это упражнение также стимулирует работу ног от бедра, а не от колена, благодаря тому что работают ягодичные мышцы.

Подъем таза [ править | править код ]

Подумайте о легком подъеме таза кверху (технический термин: «передний наклон»), при котором ягодицы были бы немного приподняты по направлению к поясничной части спины.

Даже несмотря на то что умение координировать работу стабилизаторов имеет огромное значение, во время заплыва мы можем легко забыть об этом. Но при прохождении любой новой дистанции есть один чудесный способ напомнить себе о стабилизаторах туловища: применить «торпедный» толчок с ускорением («толчок со скольжением»), — ведь он подразумевает растяжку всех мышц корпуса. Если выполнять такой толчок перед началом заплыва, взаимосвязь между поясом нижних и верхних конечностей улучшится, а вы будете помнить, что ее нужно удерживать, ощущать растяжку на всей дистанции.

Пол: Многие триатлеты, которые занимаются с нами в Перте, думают, что нет необходимости в хорошем «торпедном» отталкивании перед началом каждого бассейна, ведь толчки на открытой воде не практикуются. Это действительно так, но они упускают возможность контролировать глубокие стабилизирующие мышцы туловища во время плавания, а это очень важно для устранения «эффекта рыбьего хвоста» (когда ноги совершают виляющее движение из стороны в сторону) и для поддержания высокого положения тела в воде.

Развитие мышц – стабилизаторов туловища на суше [ править | править код ]

Большинство пловцов и триатлетов очень хорошо плавают благодаря тому, что стабилизаторы их тела достаточно сильны. Но это еще и вопрос правильного использования таких мышц. На самом деле, нет необходимости в дополнительных тренировках, если только у вас не очень ослабленные стабилизаторы. К слову, сильные мышцы дают преимущество на суше, поэтому мы бы ни за что не стали отговаривать вас от занятий пилатесом или йогой! Чем точнее вы сможете управлять стабилизирующими мышцами, тем лучше. Единственным сдерживающим фактором для большинства непрофессиональных пловцов будет элементарная нехватка времени.

Пол: Примером служат любители спортзала, которые могут делать сотни приседаний и в то же время совершенно не умеют контролировать стабилизирующие мышцы туловища в воде!

Более подробные сведения о том, как организовать тренировки на суше, — в Дополнительные тренировки пловцов на суше и Плавание: травмы плеча, лечение.

Плавание — прекрасное средство коррекции нарушений осанки у детей

«Стройность, величавость, приличие, красота», — такое определение дал осанке известный врач и языковед Владимир Даль. Теперь мы все знаем, что осанка — это привычное положение тела в покое и в движении, поза непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Однако, не всем известно, что при неправильной осанке страдает весь организм. Происходят грубые нарушения в работе его органов и систем, искажается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание, появляется быстрая утомляемость, плохое самочувствие.

Нарушение осанки приводит к целому ряду серьёзных заболеваний. В первую очередь, к болезням позвоночника и корешков спинного мозга. А это приводит к ухудшению работы тех органов, которыми они управляют.

Позвоночный столб — главная опора туловища, головы, конечностей. Изгибы позвоночника способствуют сохранению равновесия, смягчают толчки и сотрясения при движении. Они формируются в процессе роста позвоночника.

Шейный изгиб формируется, когда ребёнок начинает поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц. Грудной изгиб появляется, когда ребёнок начинает сидеть, поясничный — когда он становится на ноги. Считается, что к 6-7 годам изгибы уже чётко выражены. Именно поэтому профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста имеет огромное значение, и за состоянием осанки нужно следить с самого раннего детства.

К сожалению, в последнее время нарушение осанки у детей дошкольного возраста встречаются всё чаще. Поэтому на своих занятиях я стараюсь уделять профилактике таких нарушений, как можно больше внимания, так как плавание и гимнастика в воде особенно полезны для позвоночника. Кроме того, в детском саду организован кружок по плаванию для детей с нарушением осанки.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Второе особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки. Чтобы достичь наилучшего результата, вода не должна быть холодной — не ниже 30 градусов по Цельсию. Иначе не достичь желаемого эффекта разгрузки позвоночника.

Нарушение осанки — это не заболевание, а состояние, которое не является необратимым процессом и подлежит исправлению.

Исправление осанки — это целый комплекс мероприятий, ведущая роль в котором принадлежит лечебной физкультуре (ЛФК), помогающей формированию мышечного корсета, способного удерживать позвоночный столб в нужном положении. Одним из важнейших элементов такого лечения является плавание.

Почему важно заниматься плаваньем для исправления осанки:

  • осуществляется естественная разгрузка позвоночника;
  • самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста;
  • исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц;
  • восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков;
  • укрепляются мышцы живота, спины, конечностей;
  • совершенствуется координация движений;
  • воспитывается чувство правильной осанки.

При обучении детей плаванию я включаю корригирующие упражнения, с целью профилактики нарушений осанки:

  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник;
  • упражнения, развивающие силу мышц (скоростное плавание, плавание с ластами и другие);
  • вольное плавание и игры на воде, которые дают хороший результат при нарушениях осанки, благодаря своему непосредственному эффекту от активного и непринуждённого движения.

Кроме традиционного плавания кролем на груди и на спине, на своих занятиях в старшей и подготовительной группах я обучаю детей брассу на груди. Дело в том, что для коррекции нарушений осанки и лечения сколиоза основным стилем плавания является брасс на груди с удлинённой паузой скольжения, во время которой происходит максимальное напряжение мышц, а возможность увеличения подвижности и вращательных движений корпуса (неблагоприятных для позвоночника и таза) минимальна.

Плечевой пояс при этом расположен параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения, а движения рук и ног симметричны, выполняются в одной плоскости, что благотворно влияет на позвоночник.

Плавание стилями кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде для лечения сколиоза применяться не могут. Но для профилактики правильной осанки я применяю некоторые элементы этих стилей. Кроль, например, физиологически наиболее приближён к ходьбе. Именно с него, как правило, начинается обучение плаванию. При плоскостопии очень полезны движения ногами в стиле кроль, а для усиления воздействия на мышцы ног можно использовать ласты (только в подготовительной группе, когда дети освоят технику работы ног). При плоской спине у некоторых детей в работу можно вводить плавание в стиле баттерфляй, в пол гребка, без выноса рук из воды.

Таким образом, продолжительная разгрузка позвоночника в воде при использовании вышеназванных корригирующих упражнений на занятиях по плаванию даёт возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания, что это является прекрасной возможностью для исправления осанки.

Подготовила Людмила Дерягина,

инструктор по физической культуре МБДОУ № 135 «Дюймовочка»

Ссылка на основную публикацию