Сила плавания

Школа плавания “Плавать просто”

Total Immersion — эффективная методика обучения взрослых плаванию

Выходя за пределы «легкой скорости» в плавании

Возможно, Вы начинали свои тренировки по структурированной методической программе, такой как TI и достигли невероятных результатов в силе и скорости уже в первые несколько месяцев упорных тренировок. Но потом прогресс, кажется, начал замедляться. Что случилось?
Иногда относительно большие успехи даются Вам легко на ранних стадиях Вашей подготовки. И, тогда Ваше сознание растет, и вы замечаете многочисленные мелкие детали, которые нужно улучшить, но они могут занять гораздо больше Вашего времени.
Даже применяя прекрасные методы обучения, плавание нельзя освоить сразу. Это слишком сложное занятие. Большие шаги должны быть сделаны сразу, а затем необходимо работать над более мелкими аспектами, от которых зависит Ваше общее мастерство.
Уровни сложности тренировок
Чтобы увидеть, как развиваются Ваши навыки, давайте посмотрим на путь, которому мы последуем в соответствие с программой, которую я организовал:
Этап 1 – Стиль плавания мастера
На этом этапе вы овладеваете контролем над формой тела и характером движений, а также концентрацию внимания в мягких, простых условиях. На этом этапе Вы строите фундамент для отношений с Вашим телом, с разумом, водой и естественными силами вокруг вас.
Этап 2 – Контроль ритма
На этом этапе Вы овладеваете контролем над Вашим ритмом, и намеренно пытаетесь работать сверх пределов Вашей зоны комфорта.
Другими словами, на 2 этапе Вы учитесь контролировать то, как Вы расходуете энергию, когда чувствуете ее избыток, а также когда она оказывается на исходе – в более трудных условиях.
Этап 3 – Исследование
На этом этапе Вы готовите себя для более сложной тренировки, которая намного больше или сложнее, чем все, что вы делали раньше. Это то, что потребует более комплексной подготовки для того, чтобы выполнять ее добровольно, да еще и получать от нее удовольствие.
Такая подготовка может включать необходимость пересмотра всего комплекса Ваших тренировок, и даже образа Вашей жизни, с целью ее улучшения и достижения желаемых результатов.

Эти этапы представлены в порядке увеличения сложности, и самые сложные из них состоят в управлении Вашим умом и Вашим организмом изнутри, а также в управлении более широкими областями жизни в рамках среды, окружающей Вас, и производительности Вашего образа жизни.
Обучение по этим этапам является строго структурированным, так Вы можете перейти на 2-й этап только после того, как вы освоите 1-й. Определенные изменения и развитие происходит на каждом этапе, когда вы полностью отдаетесь своей программе обучения. Навыки 1-го этапа являются фундаментом для развития последующих навыков. Эта структура действительно помогает организовать задачи и навыки, так что Вы сможете наблюдать их взаимосвязи в более общей картине. Несомненно, легче добиться прогресса, когда Вы делаете упор на первоочередных вещах и создаете хорошее основание из базовых навыков. Таким образом, в первую очередь Вам следует сосредоточить внимание на 1 этапе и далее по порядку.
За пределами легкого ритма
Обучение на 1-м этапе – не только для новичков, но и для тех, кто уже долгое время в плавании и использует определенные методы достижения легкости в движениях. Метод «легкий ритм» работает при полном погружении. Просто пловец обнаруживает совершенно новый способ отношения к своему телу и естественные силы, уменьшают сопротивление как внутри него, так и вне тела. Это открытие разблокирует Ваш потенциал, о котором Вы даже не догадывались. Вам не требуется прикладывать больше энергии, напротив, Вы ее запасаете, так как она переключается обратно в поступательное движение.

Конечно, подавляющее большинство людей, обращающихся за помощью тренера находятся на таком уровне, когда они медлительны, либо быстры – но затрачивают на это уйму энергии. Так что метод полного погружения действительно необходим к применению для пловцов на таком уровне. В процессе обучения многие не понимают, как можно брать более быстрый ритм не за счет прибавления сил, а благодаря простому обучению тому, как перестать тратить силы, которые приводят только к плохой форме и никчемному самоконтролю.
Я работал над описанием этой парадигмы прежде в ряде записей «Кривая скорости пловца»
Тем не менее, в какой-то момент, легкий ритм скорости на 1-м этапе подготовки начнет ухудшаться, конечно, это приведет пловца в недовольство, ему будет интересно, что случилось с его «легкой скоростью»? Некоторые люди, имеющие небольшие амбиции, словно запрограммированы на достижение определенной скорости и не больше. Это их выбор. Но многие из них не останавливаются на этом, им-то и предстоит 2 этап и последующие.
Если вы упорно работали при плавании, но чувствуете, что можете развить большую скорость, но не можете объяснить, что именно Вам мешает это сделать, существует три возможные причины Вашей проблемы:
1. Чрезмерное сопротивление воды из-за плохой формы
2. Утрата сил при нерациональных движениях
3. Недостаточное питание
Если вы на 1-м этапе и ставите перед собой большие цели, для их достижения Ва необходимо пройти как минимум два этапа. Но не стоит забывать, что иногда намного большее скрывается за мелочами, провал в которых может привести лишь к большой трате энергии.
Уже на 1-м этапе Вы можете достичь больших успехов за короткое время и с небольшим усилием.

Но, на 2-м этапе, Вы должны погрузиться в обучение намного глубже, что займет больше времени, для получения новой базы навыков.
Переходя на 2-й этап обучения, Вы будете подвергать себя более сложным тренировкам, которые обнажат Ваши слабые места, скрывавшиеся раньше, когда при в более легких условиях Вам хватало энергии в достатке.
Более подробно узнать обо всем этом, а также о более мелких аспектах можно в 3 части моей серии Улучшение скорости плавания.

Узнайте больше по ссылкам

Книга «Кроль — легкая скорость. Как научиться красиво плавать, проплыть 1 километр и не устать»

Как плавать долго и не уставать ?

Меня часто спрашивают КАК

  • Как каучиться дышать в плавнаии и не задыхаться на первых 50 метрах ?
  • Что делать, чтобы натренирвоать силу и выносливость ?
  • Хочу увеличить скорость ?
  • Как улучшить технику ?
  • Подскади план тренировок, чтобы результаты росли ?
  • Плавать очень тяжело, а хочется, чтобы было легко ?
  • Хочу научиться плавать, что делать ?

Именно поэтому мы проводим тренинги «Плавать просто». Но я понимаю, что не каждый может на них приехать, поэтому я решил упаковать все эти знания в книгу.

Что будет в книге

Меня давно просили поделиться. Я сам давно хотел все это рассказать.
Уже совсем скоро выйдет моя книга про легкое плавание.

Я расскажу о том КАК
— дышать в плавании кролем
— улучшить выносливость и продолжительность плавания
— работать руками и ногами
— увеличить скорость
— перестать задыхаться на первых десятках метров
— проплыть свой первый километр
— получать еще больше удовольствия от плавания

Поделюсь личным опытом работы с сотнями учеников в 12 странах мира.

Чтобы получить готовую книгу первым — оставьте свою почту в форме в конце этой страницы и мы напишем вам сразу после публикации.

Сила, направляющая изнутри

Многие спортсмены тренируются с тренером или без на протяжении долгого времени. Они усвоили образцовый пример гребка, который от них ожидают. Основываясь на первом впечатлении, можно сказать: «Да, ваш стиль плавания великолепен!» Но у этих пловцов есть ощущение, что что-то не совсем правильно, они чувствуют, что плывут медленнее, чем должны на самом деле. Действительно, если понаблюдать, то спортсмены движутся небыстро, но тратят на это несоизмеримо большое количество энергии. И, вроде, есть все элементы стиля плавания, но мы бы назвали это лишь жестким механическим соединением. Пловцы выполняют цикл гребков, хотя это больше напоминает механизм, чем волнообразное движение, которое создает легкость и придает ускорение при каждом гребке.

Когда мы видим такие «механически правильные» гребки, становится ясно, что пловцу необходимо заглянуть внутрь себя и найти то, что сдерживает его, не дает двигаться дальше. Читать далее →

Алексей Лихобабин

1 февраля, 2019

Учитесь дышать…. на суше

Правильное дыхание является одной из главных трудностей для пловцов. Именно поэтому практически во всех программах и методиках плавания предлагают способы по его улучшению.

Я написал несколько статей о дыхании во время плавания. Это — первая.

Однажды я изучал ресурсы по технике дыхания на суше или «дыхательную гимнастику», как назвал ее доктор Гей Хендрикс в своей книге «Сознательное дыхание: дыхательная гимнастика для здоровья, снятия стресса и личного мастерства» .

Это исследование подтолкнуло меня к тому, чтобы в моей онлайн-программе тренировок к методикам дыхания в воде добавить некоторые техники дыхания на суше. Так, чтобы они дополняли друг друга. Читать далее →

Как улучшить еженедельный план тренировок

Однажды в плавательном лагере в городе Каш в Турции я общался с одним из наших постоянно обучающихся пловцов. Он рассказал мне, чему научился, практикуясь по нашему учебному плану заплыва на 5 км, согласно онлайн-программе тренировок.

Как и у каждого пловца, подходящего к своему занятию с умом, в его списке по улучшению навыков есть много пунктов, над которыми стоит работать. В свои 54 года, спустя всего 4 года после начала практики, он уже изумительный пловец. Тем не менее, познав удовольствие улучшения навыков, он хочет прогрессировать и дальше. Он поделился, что обычно практиковал 2 или 3 навыка в день, затем решал, какие 2 или 3 умения будет отрабатывать во время следующего практического занятия, затем ещё 2 или 3 приема и так далее. Читать далее →

Пробуждение чувства паники и спокойствия

Однажды я был в местном центре водных видов спорта на курсе подготовки спасателей Красного Креста (и, как сказали инструкторы, прошел его «блестяще»!). Мне надо было обновить сертификат первой помощи «First Aid-CPR-AED» (проведение сердечно-легочной реанимации с применением автоматического наружного дефибриллятора), и я хотел расширить набор моих практических навыков чем-то, что будет полезно мне как инструктору по плаванию. Навык спасения жизни — очевидный актив для любого, кто работает с водой.

В нашей группе из девяти учеников мы все по очереди были спасателями и жертвами. Конечно, цель курса — стать сертифицированным спасателем, но именно в роли жертвы я сделал интересное открытие . Читать далее →

Преодоление страха открытой воды. Мысленные установки. Часть 9

Я ни в коем случае не подразумеваю, что есть какой-то правильный образ мышления для пловцов на открытой воде, и что все другие мысленные установки являются ошибочными. Существует столько разных людей и видов спорта, что мотивации и причины плавать могут быть также разнообразными. Тем не менее, я хочу отметить, что мысленные установки, которые вы ставите себе в любимом виде спорта, должны работать на ожидаемый результат и соответствовать издержкам, которые вы готовы понести для его достижения. Поэтому я хочу рассказать вам о различиях между мысленными установками для «плавания с целью покорения» и «плавания с целью исследования«.

Плавание на открытой воде с целью покорения определенного расстояния или водного потока для установления какого-либо рекорда или победы над конкурентами представляет собой первую мыслительную установку. Читать далее →

Преодоление страха открытой воды. Автоматизируем хорошую технику. Часть 5

Хорошая техника позволяет нам плавать, контролируя скорость и расход энергии, и не получать травм. Но для того, чтобы техника в стрессовых ситуациях при плавании на открытой воде действительно приходила на помощь и была полезна, она должна настолько «укорениться» в пловце, чтобы даже в ситуации психологического давления плавание без ее использования казалось неестественным.

Я не буду углубляться в различные научные термины и скажу просто: хорошее плавание – это главным образом нейромышечный навык, при котором метаболическая система и мышцы эффективно взаимодействуют. Читать далее →

Что позволяет плавать также просто, как и ходить

У нас есть три базовых принципа — баланс, обтекаемость и продвижение.
Сегодня подробнее про второй принцип. Для чего нужна обтекаемость?

Приведу пример с бегом. Если вы никогда не бегали марафон и сегодня я предложу вам его пробежать, а вы согласитесь, — то что скорее всего вы сделаете на том или ином отрезке пути? Правильно, пойдете пешком. И, скорее всего, дойдете до финиша. Привычный шаг, это то, что позволит вам пройти расстояние.


В плавании выстроенная позиция скольжения — это то, что позволяет плавать бесконечно долго. Читать далее →

Внимание и дискомфорт в плавании

Удерживать внимание на том или ином элементе техники — первое чему следует научиться, если вы планируете плавать на длинные дистанции. Сначала вы повторяете движения медленно. На малых оборотах выстраиваются нейронные связи в мозге. И постепенно движение переходит в привычку.

При увеличении скорости или под действием усталости внимания и концентрации может не хватать и движение снова разваливается. Что приводит к значительным потерям сил. Особенно на начальных этапах тренировки нового движения важно удерживать внимание на том, что делаешь, чтобы прописывать правильные движения.

Вторая важная часть — научиться составлять соответствия между тем, что вы делаете и тем, что вы чувствуете. Тем, что вы хотите получить и тем, что получается на самом деле.

Тело всегда дает сигналы, и они меняются в зависимости уровня усталости, скорости и характеристик воды вокруг…

Сила плавания

− физическая сила в плавании представляет собой способность пловца преодолевать внешнее сопротивление воды и противодействовать ему благодаря мышечным усилиям;

− физическая же выносливость при плавании является способностью противостоять физическому (мышечному) утомлению в процессе заплыва.

Коротко говоря, сила заключается в том, чтобы справляться с внешней нагрузкой, а выносливость — не поддаваться усталости.

Новички, как правило, расходуют большое количество силы для плавания в процессе занятий, и к концу урока чувствуют себя обессиленными. Идёт время, постепенно у обучающихся формируются навыки плавания , возрастает и мышечная выносливость занимающихся. Как результат, при регулярных занятиях мышечная сила человека тоже увеличивается.

Это приводит к тому, что улучшается общая техника плавания , и повышается скорость передвижения в воде. Чем сильнее руки и ноги, тем выше сила мышечного сокращения конечностей, и тем более мощные гребки и отталкивания вы совершаете. Как следствие, вы проплываете бОльшую дистанцию за меньший отрезок времени и с меньшей потерей сил.

Для людей, только-только научившихся плавать, вполне достаточно того, что их физическая выносливость в плавании выросла. Однако тем, кто хочет добиться более высоких результатов, одних занятий в бассейне недостаточно. В подготовительную программу профессиональных пловцов, помимо основных тренировок в бассейне или на открытой воде, обязательно входит и силовая подготовка в тренажёрных залах.

Мы не будем здесь разбирать все упражнения для пловцов в воде и на суше. Остановимся на наиболее простых из базовых, которые могут быть полезны и новичкам, желающим поскорее освоиться на воде, и спортсменам, старающимся добиться лучших результатов.

Итак, в первую очередь хорошему пловцу необходимо создать:

Сильный мышечный корсет

Мышечный корсет помогает держать тело в обтекаемом положении, что, в свою очередь, способствует оптимальному вращению и стабильной технике плавания.

Такой «корсет» состоит из 3 групп мышц: пресс, боковые мышцы и поясничные мышцы спины. Мышцы пресса ответственны за правильное положение тела (что особенно важно при плавании в открытой воде), а спинные отвечают за поднятие тела для ориентации.

Вот тут могут восторжествовать те, кто не желает плавать правильно — для усиления мышечного корсета отлично подходит кроль с поднятой головой и баттерфляй на спине с поднятыми вверх руками:

Данная «программа тренировок» состоит из 10 сетов. В каждом сете 25 м плывёте кролем с поднятой головой и 25 м дельфином на спине с поднятыми руками.

Исходное положение для обоих упражнений одно — толчок от стенки бассейна и скольжение; в кроле — руки вперёд, в баттерфляе — прижаты к туловищу. Ноги прямые.

Затем в первом упражнении голова поднимается над поверхностью воды, руки и ноги работают кролем. Голову не опускать, пока не доплывёте до бортика. Обратите внимание, чтобы тело не колебалось из стороны в сторону и оставалось прямым.

Во втором упражнении постепенно руки поднимаете вверх, а ногами совершаете движения, как при плавании баттерфляем. Руки держать поднятыми всю дистанцию.

Однако кроль с поднятой головой хорош именно в качестве упражнения для укрепления «поясничного корсета», но никак не для постоянного применения. Впрочем, если вы пришли просто научиться плавать и на этом остановиться — вы можете двигаться, как хотите.

Но если ваша цель — плавать технично и быстро, вы должны помнить, что для качественного перемещения в воде, помимо крепкого «корсета» спинных мышц, важен и так называемый «шейный корсет». А постоянное движение с поднятой головой не только не ведёт к формированию грамотной плавательной техники и соблюдению правильного дыхания . Оно может привести к травме шеи.

Для чего нужен мышечный корсет шеи

В профессиональном спортивном плавании крепкая шея не менее важна, чем сильный «поясничный корсет». Для стабилизации шейного отдела необходимо развитие мышечной силы шеи и плечевого пояса.

Помимо того что укрепление «шейного корсета» — это отличный способ выправить осанку, стабилизация шеи значительно увеличивает скорость пловца. Ни одна обучающая плаванию программа не будет эффективной, если вы не научитесь стабильно держать шею.

На фотографии видно, как должен выглядеть стабилизированный мышечный корсет шеи.

«Шейный корсет» помогает держать голову прямо по отношению к телу. Если голова пловца поднята слишком высоко для вдоха или, наоборот, слишком низко опущена, это неизбежно увеличивает сопротивление водной среды.

Подъём головы провоцирует погружение ног — возникает торможение.

Кроме того, среди пловцов нередки травмы шейного отдела позвоночника. Как правило, эти травмы дают о себе знать небольшими болевыми синдромами, на которые спортсмены обычно не обращают внимания, пока в один не слишком приятный момент боль не заявит о себе во весь голос.

Травмирование шейно-плечевого отдела при заплыве происходит, когда так называемые «глубокие сгибатели» шеи действуют с запозданием — тормозятся. В результате этого тело старается стабилизировать своё положение за счёт соседних мышц — грудных мышц, верхней трапеции, «поднимателей лопаток». Если эти мышцы напряжены, то пловец может получить достаточно серьёзную травму плеча.

Укрепление шейно-плечевого отдела

Для усиления шейно-плечевого пояса в базовую подготовку пловцов входит ряд упражнений, направленных на развитие мышечной силы шеи и плеч. Если вы попутно хотите заметно увеличить ширину своих плеч, посещайте бассейн 3 раза в неделю и 2 раза в неделю занимайтесь в спортзале. Примерно через год вы себя не узнаете.

Для тренировки плечевого пояса и наращивания силы в плавании в бассейне рекомендуется больше времени уделять кролю и баттерфляю. Они оказывают на шейно-плечевой отдел максимальный эффект.

Самые результативные упражнения для пловцов на суше в данном случае — вис на турнике, подтягивания широким хватом, отжимания на брусьях.

Соблюдайте баланс в тренировках — мышцам необходим отдых. Не рекомендуется отправляться в спортзал сразу после занятий в бассейне. Лучше это сделать на следующий день.

Заключение

Если человек посещает бассейн с целью сохранить свою физическую форму, то сила его мышц, в лучшем случае, остаётся на прежнем уровне. Как известно, с возрастом мышечная сила человека ослабевает. Но для поддержания формы наработанная мышечная выносливость вполне достаточна.

Однако чтобы показатели в бассейне нарастали, а тренировки обходились без травм, т. е. для оптимального результата и собственной безопасности сила в плавании необходима не только профессиональным спортсменам. Чем вы сильнее, чем выше ваша выносливость в плавании любым стилем и сила мышечного сокращения всех задействованных групп мышц, тем более высокие у вас результаты. И если вы серьёзно нацелены на успех, нарастить свои силы для плавания вам помогут приведённые упражнения для пловцов.

Физиология плавания

Спортивная деятельность в условиях водной среды имеет определенные особенности, отличающих ее от физической работы в обычных условиях воздушной среды.

Эти особенности определяются механическими факторами, связанными с движением в воде, горизонтальным положением тела и большой теплоемкостью воды.

Основные факторы физиологии пловца:

  • плавучая сила;
  • лобовое сопротивление;
  • движущая сила;
  • положение тела в воде;
  • энергообразование;
  • эффективность движений;
  • функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
  • терморегуляция организма;
  • мышечный фактор.

Такой показатель определяется объемом мышечной ткани и жировой прослойки, их пропорцией в конкретном организме, величиной погружения спортсмена в воду, а также объемом кислорода, который поступает в легкие.

Чем больше объем жировой прослойки, тем легче спортсмену удерживаться на воде без приложения определенного усилия.

Чем выше показатель потопляющей силы, тем интенсивней приходится совершать работу мышцами для удерживания на водной поверхности.

Максимальное значение силы продвижения достигается при использовании техники брасса, и составляет примерно 22 кг.

Больший вклад в силу продвижения с такой техникой плавания создается движением ног.

Существует два механизма образования энергии при передвижении в воде: аэробный и анаэробный механизм.

В заплывах на короткие дистанции используется анаэробная система воспроизводства энергии, а в заплывах на большие расстояния – аэробная.

Эффективность передвижения и энергетических затрат

При плавании затрачивается примерно в 5-10 раз энергии больше, чем при беговой тренировке с аналогичной скоростью.

Работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы

Для передвижения в воде требуется большой объем легких для набора достаточного количества воздуха. У высококлассных спортсменов емкость легких равна 5-6,5 литров, у женщин этот показатель не превышает 2,5 литров. Для людей, не занимающихся плаванием, но находящихся в таком же возрасте, объем легких меньше на 10-20%.

В любом способе плавания цикл движений четко скоординирован с дыханием. При этом вдох становится менее длинным, а выдох, наоборот, увеличивается по длительности. В среднем за 1 минуту пловец совершает около40 дыхательных циклов. Частота дыхания при беговой тренировке выше, чем при плавании.

С повышением скорости пропорционально увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС). Как правило, этот показатель меньше, чем при беговых тренировках.

По сравнению с беговыми дисциплинами, показатель артериального давления у пловцов выше (примерно на 10-20%).

Мышечный фактор

Передвижение в воде способствует задействованию практически всех групп мышц. Это необходимо не только для увеличения скорости, но и для сохранения баланса и координации движений.

Для профессиональных спортсменов характерно наличие большего числа медленных волокон. Но чем больше быстрых волокон в организме пловца, тем выше его скорость на спринтерских дистанциях. А большее число медленных волокон оптимально для пловцов на стайерских дистанциях.

Механизм терморегуляции

Каждый из физиологических процессов оказывает большое влияние на плавание и организм спортсмена.

Техника спортивного плавания

Техника спортивного плавания — совокупность или система индивидуальных рациональных движений пловца, регламентированных правилами соревнований, позволяющих ему достичь высокого спортивного результата.

Их же можно назвать и общими моделями. Учитывая, что техника плавания постоянно развивается, можно сказать, что эти модели сильно вариативны и зависят от мирового опыта, индивидуальных особенностей спортсмена, творческого поиска и исследований в биомеханике.

Изменения техники спортивного плавания вносят и правила соревнований, которые официально разрешают или запрещают использование тех или иных оригинальных элементов.

Спортивная техника индивидуальна не только у пловца высокого класса, но и у новичка, т. к. характер всех движений спортсмена зависит от его одаренности, спортивного опыта, телосложения, гибкости и силы и т. д.

Однако, помимо индивидуальных особенностей движений пловца существуют и общие закономерности и характерные черты, присущие рациональным вариантам техники.

Эффективность техники определяется соотношением совокупности индивидуальных движений и прилагаемых усилий с полученным результатом. Хорошая эффективность техники характеризует мастерство спортсмена.

В спортивном плавании на сегодняшний момент существует 4 основных способа (техники) плавания.

Сила плавания

Силовые способности пловцов

Известно, что скорость плавания прежде всего зависит от мощ­ ности гребка. Основу же мощности составляет сила. На соревно­ ваниях довольно часто можно наблюдать, как, начав дистанцию с хорошей техникой, пловец постепенно укорачивает гребок или снижает темп, в результате чего снижается скорость. Если утомле­ние групп мышц сочетается с относительно быстрым восстановле­ нием по частоте пульса (хорошей функциональной подготовлен­ностью), то причина этого заключается в недостаточной локаль­ной силовой выносливости.

Важнейшие физические качества пловца — скорость и вынос­ ливость — тесно связаны с развитием силы. Обычно выделяют пять групп показателей силовой подготовленности пловцов:

• максимальная сила при имитации гребковых движений;

• сила тяги в воде.

Максимальная сила. При имитации гребковых движений на су­ ше максимальная сила (МС) измеряется в положении лежа на спе­ циальной скамье с углом наклона 10—15°. Пловец в течение 3—5 с

обеими руками давит на лопаточки, прикрепленные шнуром к ди­намометру. Необходимо следить за высоким положением локтя (предплечье находится под углом 90° к осевой линии тела). Руки находятся под плечевыми суставами и согнуты в локтях под ущом 100—110°, что соответствует середине гребка в плавании дельфи­ ном.

Необходимо иметь в виду, что максимальная сила пловца опре­ деляется в статическом режиме. Наибольшие значения рассматри­ваемого показателя (по опубликованным данным) составили 72 кг у мужчин и 55 кг у женщин.

Величина максимальной силы зависит от веса, квалификации и пола пловца, в меньшей степени — от дистанционной специализа­ ции или способа плавания. Для сравнения пловцов разного веса используют показатель относительной силы (ОС):

где МС — максимальная сила при имитации гребкового движе­ния обеими руками на суше, кг; В — вес тела, кг.

Следует иметь в виду, что показатели максимальной силы у дельфинистов и брассистов в среднем на 5-8% выше, чем у кроли­ стов-стайеров и спинистов и на 2—4% выше, чем у кролистов- спринтеров. Пловцы, использующие варианты техники плавания с высоким темпом и укороченным гребком, превосходят по пока­ зателям МС и ОС пловцов с длинным гребком.

Скоростно-силовая и силовая выносливость. Определяется с по­ мощью тренажера Хюттеля-Мертенса (рис. 48). Обычно использу­ ются тесты с длительностью нагрузки 30 с (отягощение тренажера — 75-80% от МС) и 2—3 мин (отягощение тренажера – 55-60% от МС). Упражнение выполняется на специальной скамье с углом на­ клона 10—15°. Необходимо контролировать правильность сгибания в суставах в течение всего движения. Подсчитывается количество полных движений и рассчитываются два индекса — скоростно-си- ловой выносливости (ИССВ) и силовой выносливости (ИСВ):

ИССВ = Нзос х КДэос, (5)

ИСВ = НзмхКДзм, (6)

где Нзос, Нзм — нагрузка на тренажере, кг; КДзос, КДзм — количе­ ство движений руками, выполненных в тестах длительностью 30 с и 3 мин соответственно.

На величину индексов влияют факторы, упомянутые выше; кроме того, большое значение имеет предварительная тренировка на тренажере данного типа.

Различия величин индексов в различных способах плавания не наблюдаются, но спринтеры имеют преимущество перед стайера ми по ИССВ на 5—10%, причем эта разница увеличивается с повы­ шением квалификации. У стайеров обычно выше ИСВ — на 2—6%.

Рис. 48. Тренажер Хюттеля-Мертенса для измерения и развития специальной силовой подготовленности пловцов:

1 – упругий элемент, определяющий нагрузку (пружина или резина);

2 — гидравлический амортизатор, смягчающий обратное движение;

3 — лопаточки; 4 — специальная скамья с наклоном 10°

Взрывная сила. Измеряется приближенно по высоте выпрыги­ вания с места или по результату прыжка в длину с места. Более точные данные дает методика измерения высоты выпрыгивания с вытягиванием шнура (по Абалакову), но можно воспользоваться и упрощенной методикой Каунсилмена. Хорошие спринтеры вы­ прыгивают вверх на 60—73 см, стайеры — на 35—45 см.

Сила тяги в воде. Измеряется с помощью резинового шнура дли­ ной 5—7 м (для сглаживания колебаний силы тяги). Усилие спорт­ смена передается через шнур динамометру, закрепленному на стен­ ке бассейна. Скорость движения вначале небольшая — пловец по­немногу растягивает шнур и увеличивает темп, а затем выполняет фебковые движения в максимальном темпе в течение 5—8 с. Пока­ зания снимаются с динамометра тогда, когда тяга испытуемого уравновешивается растяжением резины и он плывет на месте.

Измерения проводятся при плавании в полной координации ( FIK ), при помощи движений ногами ( F H ) или руками ( F P ). Наи­ большие значения рассматриваемого показателя в полной коорди­ нации составляют: 45 кг — у кролистов-спринтеров, 34 кг — у спи- нистов, 38 кг – у дельфинистов и 47 кг — у брассистов.

Для измерения силы тяги используются различные типы шну­ ров и разные методики регистрации показаний. Использование

малорастяжимого шнура приводит к появлению динамического удара: динамометр «складывает» силу тяги и силу инерции, а пос­ ле резкой остановки пловец иногда чувствует себя некомфортно и заметно ухудшает технику. Полученные значения силы тяги в воде сопоставляют с максимальной произвольной силой при имитации гребковых движений, рассчитывая коэффициент использования силовых возможностей (КИСВ). Кроме того, полезно сравнить силу тяги при плавании в полной координации с суммой силы тя­ ги при плавании с помощью движений руками и ногами.

КИСВ = F пк/ MC x 100%, (7)

где КИСВ — коэффициент использования силовых возможно­ стей, %; F ПК – сила тяги при плавании в полной координации, кг; МС — максимальная сила на суше, кг; КК — коэффициент коор­динации; FH — сила тяги при плавании с помощью движений но­ гами, кг; F P — сила тяги при плавании с помощью движений рука­ ми, кг.

КИСВ соотносит силу тяги на суше и в воде; его используют для оценки реализации силового потенциала в плавании. Коэффици­ент имеет тенденцию к увеличению с повышением квалификации пловца и составляет 50—60% у перворазрядников и 60—70% у мсмк.

КК отражает способность использовать тяговые усилия ног и рук ( FH + F P ) при плавании в полной координации ( F пк ). КК всегда меньше единицы: для пловцов I разряда и кмс он обычно варьиру­ ет от 0,7 до 0,85; у высококвалифицированных спортсменов соста­ вляет 0,8-0,9.

КК и КИСВ довольно изменчивы в ходе тренировочного про­ цесса — они могут ухудшаться при применении больших объемов силовой тренировки, когда сила тяги на суше начинает увеличи­ ваться, а тяга в воде не изменяется или даже немного снижается. При правильном построении силовой подготовки в воде в сорев­ новательном периоде наблюдается обратная картина: увеличение КИСВ — за счет прироста силы тяги при нулевой скорости и более оптимальное использование тяговых усилий рук и ног при плава­ нии в полной координации.

Средства и методы развития силы

Общая силовая подготовка. Задачами общей силовой подготов­ ки являются: 1) гармоническое развитие основных мышечных групп пловца; 2) укрепление мышечно-связочного аппарата; 3) уст­ ранение недостатков в развитии мышц.

Это основной вид силовой подготовки малоквачифицирован- ных пловцов. Например, у детей обычно недостаточно развиты

мышцы живота, косые мышцы туловища и мышцы задней поверх­ ности бедра; у девочек по сравнению с мальчиками отстают в раз­витии мышцы плечевого пояса.

Средства физической подготовки различаются по типу исполь­ зуемого сопротивления и воздействию на определенные мышеч­ ные группы: общеразвивающие упражнения без предметов; с партнером; с отягощениями (набивные мячи, гантели, легкие штанги, резиновые амортизаторы); упражнения с использованием простейших гимнастических снарядов (шведская стенка, перекла­дина). Обычно из таких упражнений составляют комплексы, полу­чившие название «специальная гимнастика пловца». В таких ком­ плексах обычные гимнастические упражнения сочетаются с уп­ражнениями, укрепляющими важные для плавания мышцы. Уп­ ражнения выполняются интервальным или круговым методом при непредельном количестве повторений, чередуя исходные положе­ ния, темп, задействованные мышечные группы.

Специальная силовая тренировка па суше. Задачей специальной силовой тренировки на суше является повышение уровня макси­ мальной силы и силовой выносливости мышечных групп, являю­ щихся ведущими при плавании спортивными способами. Дина­ мические и кинематические характеристики движений должны быть приближены к условиям спортивного плавания. Поэтому большинство упражнений специальной силовой подготовки вы­ полняется на специальных тренажерах.

Обычно выделяют 4 метода развития силы:

• изометрический (статический) — постоянная длина мышцы;

• изотонический — постоянное сопротивление;

• изокинетический — постоянная скорость;

• метод переменных сопротивлений.

Изометрический метод. Для развития максимальной статиче­ ской силы применяют подходы по 5—12 с, для развития статиче­ ской выносливости — 15—40 с. Серии — по 10—15 повторений, на глубоком вдохе с задержкой дыхания; в заключительной фазе уп­ ражнения можно делать медленный выдох.

Достоинства

Недостатки

Избирательное развитие силы отдельных мышечных групп. Ликвидация ошибок в технике в конкретной фазе гребка.

Слабый перенос изометрической силы на работу динамического характера. При злоупотреблении возможно снижение быстроты и гибкости.

Чем быстрее достигается прирост статической силы при интен­сивных и частых занятиях, тем быстрее снижается уровень разви­ тия данного качества при прекращении тренировки. Редкое (1-2 раза в неделю) применение данного метода развивает силу медлен­ нее, но эффект более устойчив.

Изотонический метод. Отличительной чертой данного метода является постоянная величина отягощения. К нему относится большинство упражнений общей и некоторые упражнения специ­ альной силовой подготовки с такими средствами, как штанга, ган­ тели, блоковые устройства, наклонные тележки; упражнения с преодолением собственного веса либо веса партнера (отжимания, подтягивания и т.д.). Особенностью изотонических упражнений является то, что скорость выполнения движений меньше, чем в плавании. Увеличить скорость невозможно из-за большого усилия по преодолению инерции в начале движения; если же снизить на­ грузку, то в конечных фазах быстрого движения мышцы почти не испытывают нагрузку.

Для развития максимальной силы и прироста мышечной массы используют отягощения весом 75—90% от максимума и 6—8 повто­ рений в подходе в сравнительно медленном темпе (1-2 с – преодо­ левающая, 2—4 с — уступающая часть движения); интервалы от­ дыха — 20—40 с. Для развития силы без прироста мышечной массы увеличивают темп (0,8—1 с — преодолевающая, 1—2 с — уступаю­щая часть движения); интервалы отдыха между сериями — 2—3 мин. Для развития взрывной силы применяют отягощения весом 70-85% от максимума; темп – предельный, число повторений не­ велико, отдых — полный.

Необходимо помнить, что упражнения, направленные на при­рост силы за счет гипертрофии мышц, могут снижать как вынос­ ливость, так и скоростно-силовые качества.

Изокинетичеасий метод. Тренировка в этом режиме предполага­ ет использование специальных тренажеров — типа «Мини-Джи» или «Биокинетик». Преимущества тренажеров особенно ощутимы при развитии максимальной, взрывной силы и скоростно-силовой выносливости в условиях, приближенных к гребков ому движению.

Метод переменных сопротивлений. Используются тренажеры ти­ па «Наутилус», напоминающие обычные блочные, но с применени­ем рычагов и эксцентриков. Эти дополнительные устройства позво­ ляют изменить величину сопротивления в ходе одного движения.

Однако упомянутые выше тренажеры используются только в группах высшего спортивного мастерства (из-за дороговизны, сложности и громоздкости).

Средства специальной силовой подготовки в воде. Для эффектив­ ного переноса силового потенциала с суши на воду необходимо создать пловцу условия, в которых он может прилагать во время гребка усилия, существенно большие, чем при обычном плавании. Этого можно достичь несколькими методами:

1) создание дополнительной опоры для рук (лопатки, ручные ласты, плавание с подтягиванием за дорожку или за специально протянутый канат);

2) повышение сопротивления движению (гидротормозы раз­ личного вида, дополнительное сопротивление за счет блочного устройства либо резинового шнура, плавание на привязи).

Лопатки. В тренировке применяются лопатки с различной пло­ щадью поверхности; форма принципиального значения не имеет. Для совершенствования эффективности гребка можно применять и обычные серии типа 16×100 м с малыми лопатками; большие ис­ пользуются для увеличения специальной силы и мощности движе­ ний на отрезках 25—50 м. Необходимо чередовать плавание с лопат­ ками и без них, поскольку возможны нарушения техники плавания.

Гидротормозы, В качестве относительно легкого отягощения используют второй купальник или футболку. Для большего отяго­ щения используют разнообразные щитки, карманы, куски поро­ лона, парашюты, буксируемые пловцом. При развитии силовой выносливости используют небольшое дополнительное сопротив­ление и дистанции до 800 м; скоростно-силовая выносливость со­ вершенствуется в упражнениях до 30 с.

Резиновый шнур. Кроме создания дополнительного сопротивле­ ния, которое постепенно нарастает, резиновый шнур хорошо вы­являет ошибки в технике, связанные с несогласованной (раздель­ ной) работой руками и ногами. Лучше всего использовать вакуум­ ную резину диаметром 8—12 мм; можно и обычный резиновый бинт. Желательно, чтобы эластичность резины допускала пример­но трехкратное растяжение.

Планирование программ занятий

При планировании программ занятий по силовой подготовке необходимо учитывать фазовый характер реализации силового по­тенциала в воде. Выделяются 3 фазы соотношения уровня силовых возможностей на суше и в воде.

1-я фаза — сниженной реализации. Обычно она продолжается 4—6 недель после начала интенсивной силовой подготовки. Результаты в спринте снижены, восстановление замедленно. Ухудшено чувст­ во темпа и ритма, снижены мощность гребка и сила тяги в воде, не­ смотря на возросший уровень силовых качеств на суше.

Быстрый рост силовых качеств, особенно силовой выносливости (она может возрасти в 2—3 раза) вызывает нарушение у спортсмена нервно-мышечных ощущений («чувство воды»). У пловца нарушает­ ся техника плавания, появляются неприятные мышечные ощуще­ ния. Одной из возможных причин является то, что интенсивная ско- ростно-силовая работа мышц приводит к переизбытку мочевины.

2-я фаза — приспособительная. Ее продолжительность — 2—4 не­ дели. Начало фазы — когда спортсмен начинает улучшать технику и результаты на дистанциях. Постепенно восстанавливаются спе­ циализированные восприятия; возрастает абсолютная скорость в воде при плавании в полной координации и отдельно при помощи движений руками и ногами. Техника все в большей степени соот­ветствует новому уровню силовых качеств. Спортсмен плывет все с большей легкостью.

3-я фаза — параллельного развития. Она должна быть наиболее продолжительной и охватывать заключительную часть общеподго­ товительного и весь специально-подготовительный период.

Прирост силы и силовой выносливости прямо пропорционален результатам в плавании. Спортсмен, переходя из зала в воду, не ощущает субъективных трудностей, связанных с техникой плава­ ния и «чувством воды».

У высококвалифицированных спортсменов упражнения на су­ше должны соответствовать специфическим требованиям дистан­ций. По темпу и траектории движений, времени выполнения тре­ нировочное упражнение должно быть максимально приближено к соревновательному, а по величине отягощения – превосходить его в 1,3—1,5 раза.

Развитие силы на суше весьма специфично и ее прирост проис­ ходит главным образом в тех режимах, в которых происходит тре­ нировка в плавании. Поэтому необходимо применять разнообраз­ ные тренажеры в комплексе — лучше всего в виде круговой трени­ ровки.

Особенности силовой подготовки в женском плавании. Первое за­ метное утолщение мышечных волокон происходит в 6—7 лет. С на­ ступлением полового созревания (11—15 лет) у мальчиков проис­ходит интенсивный прирост мышечной массы, у девочек — наобо­ рот, заканчивается. До начала полового созревания максимальная сила у мальчиков и девочек практически не различается.

Общие показатели мышечной силы у девушек, не занимаю­ щихся спортом, на 30—40% меньше, чем у юношей. Различна и то­ пография силы: у девушек, по сравнению с юношами, относитель­но слабее развиты мышцы рук, плечевого пояса и туловища.

Поскольку в плавании основным движителем являются руки, для женщин силовая подготовка еще более важна, чем для мужчин. При этом необходимо помнить, что силовые упражнения у женщин в большей степени снижают процент жировой ткани, но в меньшей степени, чем у мужчин, влияют на прирост мышечной массы.

Плавание: тренируем силу и выносливость

Этот вид спорта сегодня набирает популярность среди сторонников здорового образа жизни, и на то есть свои основания

Плавание – это жизненно необходимый навык, но, кроме того, ещё и высокоэффективная тренировка для всего тела, которая увеличивает аэробный потенциал и выносливость организма.

С тех пор, как человечество научилось плавать, стали очевидными несколько постулатов: чтобы оставаться на плаву, требуется много энергии, а телу приходится двигаться, задействуя не используемые при обычных телодвижениях мышцы.

Если говорить о плавании как о весьма популярном в наши дни виде спорта, следует отметить, что все тренировки по плаванию – безударные. Это означает, что они отлично подходят людям, страдающим от болей в суставах. Если у вас болят колени, спина или лодыжки, плавание позволит вам провести кардиотренировку без нового ущерба для здоровья.

Если вы, не имея предыдущего опыта, решили заняться плаванием, то всё, что вам нужно знать, это:
– какие группы мышц работают при том или ином стиле плавания;
– каким образом плавание можно включить в свой режим тренировок;
– как правильно питаться перед походом в бассейн.

Разные виды плавания требуют участия различных мышечных групп, поэтому для получения оптимальных результатов профессиональные тренеры рекомендуют чередовать стили. Зачастую самый нелюбимый стиль может принести человеку набольшую пользу. Он будет включать в работу самые слабые мышцы, помогая занимающемуся преодолеть дисбаланс мышечных групп.

Кроль на груди

Кроль на груди отлично подойдёт тем, кто любит плавать быстро, поскольку при его использовании организм генерирует много силы. ири плавании этим стилем решающую роль играют мышцы груди, широчайшие и другие мышцы спины. Кроль на груди предполагает быстрое движение рук, за счет чего повышается потенциал быстро сокращающихся мышечных волокон, что ведёт к укреплению последних.

Плавание на спине

Плавание на спине – менее интенсивный вид плавания, чем кроль на груди или брасс. Если вы плаваете во время восстановительного периода между интенсивными тренировками в тренажёрном зале, вам следует использовать именно этот стиль.

Данный вид плавания хорошо укрепляет спину. Именно широчайшие мышцы спины заставляют ваши руки двигаться под водой, а затем снова выходить на поверхность. Благодаря зафиксированному положению на спине более интенсивно включаются в работу мышцы задней поверхности бедра. Эта мышечная группа и заставляет тело продвигаться вперёд с помощью движений ногами вверх-вниз.

Брасс

Брасс требует хорошей подготовки и координации. Верхняя и нижняя части вашего тела должны двигаться в синхронном режиме. Однако при плавании этим стилем обычно не удаётся развить большую скорость, поэтому он лучше всего подходит для укрепления общей мышечной силы и повышения выносливости кардиосистемы.

Этот стиль позволяет включить в работу мышцы плеча. Основная нагрузка приходится на мышцы груди, а также широчайшие мышцы спины, которые «проталкивают» ваши руки сквозь воду под туловищем.

Баттерфляй

Баттерфляй – это стиль плавания, который действительно заставит сгорать лишний жир, накопленный в теле. Данный стиль отлично подходит для того, чтобы «разогнать» метаболизм и включить в работу мышцы груди, плеч и спины. Кроме того, он отлично укрепляет мышцы.

При этом виде плавания руки должны одновременно выбрасываться вперёд, затем делать гребок под водой и возвращаться в исходное положение. Мышцы работают буквально на пределе возможного, поскольку им приходится сохранять устойчивое положение тела при движении под поверхностью воды.

Частота занятий

Теперь, когда вы знакомы с разными стилями плавания, вам необходимо определить частоту занятий. Если помимо бассейна вы собираетесь посещать тренажерный зал в фитнес-клубе, то, как и с любыми другими видами физической нагрузки, в вашей спортивной программе должен быть баланс между занятиями плаванием, силовыми тренировками, активным отдыхом и восстановлением. Так, если вы проводите тренировки с весами трижды в неделю, то для полноценной кардионагрузки вам будет достаточно двух занятий плаванием. Если ваша цель – это максимальная потеря веса или дополнительная кардиотренировка, то к двум занятиям можно добавить ещё одно. Не стоит увеличивать количество водных тренировок сверх этого предела, иначе вы сократите время, необходимое организму для восстановления.

Помните, что добавляя более лёгкие виды плавания в программу, вы можете увеличить частоту тренировок и при этом не заставлять организм работать в «перетренированном» режиме.

Питание перед занятием

Если вы собираетесь включить в свой спортивный режим плавание, примите во внимание правильное питание и пополнение запаса жидкости. Как и в случае с другими видами упражнений, вы должны хорошо есть как до, так и после тренировки – особенно после высокоинтенсивного плавания.

Позаботьтесь также и о том, чтобы ваш организм не испытывал обезвоживания. Многие люди, тренируясь в воде, заставляют своё тело чувствовать её нехватку. Это может стать грубейшей ошибкой, потому что в бассейны люди не ощущают, что потеют и, следовательно, теряют много влаги. Восстановить необходимый баланс жидкости в организме после большинства водных тренировок вам поможет обычная вода, но после особенно интенсивных занятий можно отдать предпочтение изотоническому напитку или напитку с электролитами.

Статика. Условие плавания тел.

Плавание тел — состояние равновесия твердого тела, частично или полностью погруженного в жидкость (или газ).

Основная задача теории плавания тел — определение равновесия тела, погруженного в жид­кость, выяснение условий устойчивости равновесия. На простейшие условия плавания тел указы­вает закон Архимеда. Рассмотрим эти условия.

Как известно, на все тела, погруженные в жидкость, действует сила Архимеда FA (выталки­вающая сила), направленная вертикально вверх, однако всплывают далеко не все. Чтобы понять, почему одни тела всплывают, а другие тонут, необходимо учесть еще одну силу, действующую на все тела, — силу тяжести F т которая направлена вертикально вниз, т. е. противоположно FA. Если тело оставить внутри жидкости в состоянии покоя, то оно начнет двигаться в сторону, в ко­торую направлена большая из сил. При этом возможны следующие случаи:

  1. если архимедова сила меньше силы тяжести (FA Fт), то тело всплывет (рис. б);

3) если архимедова сила равна силе тяжести (FA = Fт), то тело останется в покое. Последнее условие является условием равновесия тела в жидкости:

Равенство FA = Fт выражает условие плавания тел: для того, чтобы тело плавало, необходи­мо, чтобы действующая на него сила тяжести уравновешивалась архимедовой (выталкивающей) силой.

Условию плавания тел можно придать другую форму. Представим архимедову силу в виде:

где ρж — плотность жидкости, Vm — объем жидкости, вытесненный телом, g — ускорение свобод­ного падения. Силу тяжести, действующую на тело, тоже можно выразить через объем V и плотность тела ρ:

Разделив обе части этого равенства на g, получим условие плавание тел в новой форме:

Из полученного соотношения можно вывести два важных следствия.

1. Для того чтобы тело плавало, будучи полностью погруженным в жидкость, необходимо, чтобы плотность тела была равна плотности жидкости.

2. Для того чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, необходимо, чтобы плотность тела была меньше плотности жидкости.

При ρ > ρж плавание тел невозможно, так как в этом случае сила тяжести превышает архиме­дову силу, и тело тонет.

Что будет происходить с телом, у которого ρ возд V g,

Если эта сила окажется больше силы тяжести, действующей на тело, то тело взлетит. На этом основано воздухоплавание.

Летательные аппараты, применяемые в воздухоплавании, называют аэростатами (от греч. aer — воздух, status — стоящий). Неуправляемые аэростаты свободного полета с оболочкой, име­ющей форму шара, называют воздушными шарами. Для исследования верхних слоев атмосферы (стратосферы) еще не так давно применялись огромные воздушные шары — стратостаты. Уп­равляемые аэростаты (имеющие двигатель и воздушные винты) называют дирижаблями.

Воздушный шар не только сам поднимается вверх, но может поднять и некоторый груз: каби­ну, людей, приборы. Для того, чтобы определить, какой груз способен поднять воздушный тар, следует знать его подъемную силу. Подъемная сила воздушного шара равна разности между ар­химедовой силой и действующей на шар силой тяжести:

Чем меньше плотность газа, наполняющего воздушный шар данного объема, тем меньше дейс­твующая на него сила тяжести и тем больше возникающая подъемная сила. Воздушные шары можно наполнять гелием, водородом или нагретым воздухом. Хотя у водорода меньше плотность, чем у гелия, все же чаще в целях безопасности применяют гелий (водород — горючий газ).

Гораздо проще осуществить подъем и спуск шара, наполненного горячим воздухом. Для этого под отверстием, находящимся в нижней части шара, располагают горелку. Она позволяет регули­ровать температуру воздуха, а значит, и его плотность и подъемную силу.

Можно подобрать такую температуру шара, при которой вес шара и кабины будет равен вы­талкивающей силе. Тогда шар повиснет в воздухе, и с него будет легко проводить наблюдения.

Ссылка на основную публикацию