Гибкость и факторы, влияющие на её развитие
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.
Сам термин гибкость обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.
В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения) (рис. 1).
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости .
Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание (рис. 2).
Основные разновидности гибкости
Режим работы мышечных волокон
Наличие или отсутствие внешней помощи
Величина прилагаемой внешней помощи в пассивных упражнениях
Дозированная пассивно- статическая (удержание позы с внешней помощью
Дозированная пассивно- статическая (удержание позы с внешней помощью
Максимальная пассивно -динамическая (пружинистые движения с максимальной внешней помощью)
Максимальная пассивно -динамическая (пружинистые движения с максимальной внешней помощью)
Рис. № 2. Система из 12 показателей гибкости
Система показателей гибкости По уровню двигательной активности и величинам собственных мышечных усилий По величинам дозирования внешней помощи По разнице между показателями пассивной и активной гибкости По разнице между максимальными и дозированными пасс-статическими и пасс-динамическими показателями гибкости Активная статическая гибкость АСГ (поддержание позы Дозированная пассивно-статическая гибкость ДПСГ (поддержание позы с внешней помощью Дозированный дефицит активно-статической гибкости: ДДАСГ=ДПСГ–АСГ Статический интервал болевого порога СИБП=МПСГ–ДПСГ Статический интервал болевого порога СИБП=МПСГ–ДПСГ Дозированная пассивно-динамическая гибкость (пружинистые движения с внешней помощью) Максимальный дефицит активно-статической гибкости ДДАДГ=ДПДГ–АДГ Динамический интервал болевого порога ДИБП=МПДГ–ДПДГ Максимально пассивно-статическая гибкость МПСГ (поддержание позы при максимальной внешней помощи) Максимальный дефицит активно-динамической гибкости МДАДГ=МПДГ–АДГ Максимальная пас-сивно-динамическая гибкость МПДГ (пружинистые дви-жения при макси-мальной внешней помощи) Специальная гибкость приобретается в процессе выполнения определенных упражнений на растяжение мышечно-связочного аппарата. Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Также она зависит от пола, возраста, времени суток (утром гибкость снижена) (рис. 3). Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Подвижность суставов у людей астенического типа меньше, чем у лиц мышечного и пикнического типа телосложения. Эмоциональный подъем при возбуждении способствует увеличению гибкости. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды. Предварительный массаж, горячий душ, умеренное возбуждение растягиваемых мышц также способствует увеличению гибкости более чем на 15%. (18) Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т.е. их когерентность), тем меньше их подвижность. Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные – две, а блоковидные и цилиндрические – лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой. Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей. Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем “легче” выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает “закрепощение” движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложно координированных движений вообще не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела. К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированной на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание. (17) Факторы влияющие на гибкостьВиды гибкости Методика развития общей выносливости Средства развития выносливости 1. Общеподготовительные упражнения применяют для развития общей выносливости. Эти упражнения являются эффективным средством развития систем жизнеобеспечения. Имеется возможность переноса на специально-подготовительные и соревновательные упражнения Для развития аэробной выносливости применяют упражнения циклического характера, умеренной, большой и переменной интенсивности (бег, лыжи, гребля). 2. Специально-подготовительные упражнения подбирают с учетом основного состава действий характеризующих избранный вид спорта. 3. Соревновательные упражнения. 4. Дополнительные средства – тренировочные сборы в условиях среднегорья и высокогорья. 1. Разнообразие общеподготовительных упражнений. 2. Постепенное увеличение тренировочных нагрузок и непредельная степень их возрастания 3. Широкий диапазон выбора методов и незначительная их специализированность. 1 Длительного непрерывного упражнения с равномерной и переменной нагрузкой (равномерный и переменный методы) 2. Интервальный метод (но менее жесткие режимы нагрузок и отдыха) 3. Метод круговой тренировки. Общая выносливость является базой для развития специальной выносливости. 5.ГИБКОСТЬ Гибкость-это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Термин гибкость более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Когда же речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных суставах и т.д.). 1. Активная – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий. 2. Пассивная – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил, тяжести партнера и т.д. Величина пассивной гибкости больше чем активной. 3. Динамическая – гибкость проявляется в упражнениях динамического характера. 4. Статическая – гибкость проявляется в упражнениях статического характера. 5. Специальная – способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации. 6. Общая – способность выполнять движения с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях. 7. Анатомическая – предельно возможная подвижность, ограничителем которой является строение соответствующих суставов. · Возраст – активная гибкость лучше в 10-14 лет, пассивная в 9-10 лет). · Пол – у девочек выше на 20-30%. · Телосложение – гибкость у лиц астенического типа хуже, чем у лиц мышечного типа. · Время суток – гибкость выше в период от 12 до 17 часов. · Утомление – при локальном утомлении активная гибкость снижается на 11,6%, пассивная на 9,5%. · Разминка – после разминки гибкость повышается. ■ форма суставов и строение суставной сумки. ■ состояние связочного аппарата. ■ взаимодействие мышц окружающих сустав. Подвижность в суставах измеряется в угловых единицах посредством гониометров и в линейных мерах при помощи линейки. Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации (киносъемка, циклография, киноциклография, рентгенотелевизионная съемка, ультразвуковая локация). В спорте применяют специальные упражнения, например: – шпагат продольный и поперечный, – «выкрут» рук вперед-назад и т.п. При измерении подвижности в суставах следует выполнять следующие требования: · измерения проводить в утренние часы, · перед измерением необходимо выполнить разминку, включающую упражнения с возрастающей амплитудой, · не следует проводить измерения на фоне утомления. Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 1078 ; Нарушение авторских прав? ; Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет Факторы, влияющие на проявление гибкостиПроявление гибкости зависит от ряда факторов и прежде всего от: 1) строения суставов; 2) эластичности мышц, связок, суставных сумок; 3) центрально-нервной регуляции тонуса мышц; 4) совершенства межмышечной координации (проявляется в маховых движениях – способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение); 5) психического состояния; 6) степени активности растягиваемых мышц; 9) температуры среды и тела; 10) суточной периодики; 11) возраста и пола; 12) уровня силовой подготовленности; 13) исходного положения тела и его частей; 14) ритма движения; 15) предварительного напряжения мышц. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов – анатомический. Еще со времен классических исследований геометрической формы суставных поверхностей на слепках и распилах установлено, что подвижность в суставах определяется степенью соответствия суставных поверхностей как по форме, так и по протяженности. Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т. е. их конгруэнтность), тем меньше их подвижность. Если суставные поверхности полностью соответствуют одна другой, то движения невозможны. Если соответствие неполно, т. е. головка суставной поверхности и суставная впадина не соответствуют полностью одна другой либо по форме, либо по протяженности, либо по тому и другому, возникает возможность движения одной кости относительно другой. Суставы можно классифицировать в соответствии с количеством движения, которое они обеспечивают, или согласно их структурному составу. Более простая форма классификации основана на количестве общего движения, которое возможно в данном суставе. В соответствии с этой классификацией различают три вида соединений: синартрозы, амфиартрозы, диартрозы. Также выделяют следующие формы суставов: шаровидные, эллипсовидные, блоковидные, цилиндрические, плоские, седловидные. Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные – две, а блоковидные и цилиндрические – лишь одну ось вращения. В плоских суставах, не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой. Наибольшая анатомическая подвижность возможна в шаровидных суставах (например, плечевые и тазобедренные). Наименьшую анатомическую подвижность имеют седловидные, блоковидные и плоские суставы. Например, фаланги пальцев можно только согнуть или разогнуть, т. е. движения выполняются лишь в одной плоскости и с ограниченной амплитудой. Существует также шесть основных видов остеокинетического движения, которое может выполнять сегмент тела: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение, циркумдукция. Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей. Ограничение подвижности связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Подвижность в суставах может быть лимитирована напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т. е. от совершенства межмышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растягиванию, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений и тем легче выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает закрепощение движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложнокоординированных движений не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела. Одним из факторов, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма: в данный момент под влиянием утомления активная гибкость уменьшается на 11,6 %, а пассивная увеличивается на 9,5 % [7]. Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба. Л. П. Сергиенко и С. В. Алексеева провели исследования, чтобы выяснить, в какой мере на развитие гибкости влияют наследственные факторы, а в какой – среда, условия, в которых вырос и живет человек. Оказалось, что общая гибкость в суставах в значительной мере обусловлена наследственными факторами. У каждого человека есть индивидуальный предел в развитии гибкости, обусловленный именно генотипом (здесь и строение суставов, и расположение связок, и состояние нервно-мышечной системы). Заранее определить, насколько человек предрасположен к разви-тию гибкости, абсолютно точно невозможно. Однако многолетние исследования ученых показали, что сделать это можно с помощью отпечатков пальцев на руке (рис. 1). Исследования позволили установить следующую закономерность. Рис. 1. Типы отпечатков пальцев Как известно, рисунки на подушечках пальцев можно разделить на три основных типа: дуги (А), петли (Б) и круги (В). Петли, в свою очередь, делятся на два типа: те, которые открытым концом обращены в сторону большого пальца, называют радиальными (Р); если же открытый конец петли направлен в сторону мизинца, это ульнарные петли (У). Наиболее благоприятными для обладателей хорошей гибкости считаются такие сочетания отпечатков: У×В; В×У; В×А; А×В. Остальные варианты сочетаний чаще всего соответствуют плохой гибкости. Помимо рассмотренных выше, существует целый ряд дополнительных факторов, которые могут влиять на уровень развития гибкости человека. К ним относятся возраст, пол, телосложение, латерализация, тренировка и суточная периодика. Данные о взаимосвязи между возрастом и уровнем гибкости и, особенно, о возможности увеличения или снижения его в период физического развития довольно противоречивы. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13–14 лет и, как правило, стабилизируется к 16–17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13–14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40–50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы. Результаты исследований показывают, что маленькие дети являются достаточно гибкими. В школьные годы уровень гибкости снижается вплоть до пубертатного периода, после чего он снова начинает возрастать. Также необходимо отметить, что к снижению подвижности в отдельных суставах у детей среднего школьного возраста может приводить нарушение осанки. После завершения периода полового созревания уровень гибкости стабилизируется, а затем начинает снижаться. Несмотря на то, что с возрастом уровень гибкости снижается, у физически активных и здоровых людей степень его снижения минимальна. Установлено, что женщины обладают большей гибкостью, чем мужчины. Это обусловлено как анатомическими, так и физиологи-ческими факторами. К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание. Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающей среды. Обычно до 8–9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для ее развития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении темпе-ратуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела, – увеличивается. Таким образом, все рассмотренные факторы нужно учитывать при построении учебно-тренировочного процесса, самостоятельных занятиях и уменьшить влияние некоторых из них по мере возможности. Факторы, обуславливающие проявление гибкости– строением суставов: их формой, толщиной суставного хряща, длиной суставных поверхностей, наличием костных выступов; – эластичностью мышц, связок, сухожилий, суставных сумок; – силой мышц, осуществляющих движения в конкретном суставе. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Характеризует подвижность отдельных суставов и суммарную подвижность нескольких сочленений или всего тела. 1) По форме проявления различают: 1. Активная гибкость проявляется благодаря собственным усилиям 2. Пассивная гибкость проявляется за счет внешних сил. Активная гибкость меньше пассивной и медленнее развивается, но на практике её значение выше. 2) По способу проявления: 1. динамическая (кинетическая) гибкость – возможность выполнения динамических движений 2. статически-активная – способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием 3. статически-пассивная – способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом 3) Выделяют также: 1. общая (высокая подвижность во всех суставах) 2.специальная (амплитуда движений, соответствующая технике конкретного двигательного действия) В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой (упражнения на растягивание): 1. активные (махи, рывковые, наклоны, вращательные движения); 2. пассивные (с партнером, с отягощением, амортизатором, на снарядах); 3. статические (сохранение положения тела с предельной амплитудой от 10 до 30 сек). Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется выполнять с постоянно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха, достаточными для восстановления работоспособности. Два варианта метода: метод повторного динамического упражнения и статического упражнения («стретчинг»). В качестве развития и совершенствования гибкости используется также игровой и соревновательные методы. Примеры новых, нетрадиционных методов развития гибкости: метод биомеханической стимуляции мышц, разработанный В. Т. Назаровым (под воздействием электромеханического вибратора сокращающаяся мышца принудительно растягивается с заданной частотой вибрации); электровибростимуляционный метод (при выполнении упражнений вибростимуляции подвергаются мышцы-антогонисты, а электростимуляции – мышцы-синергистры. Это способствует достижению большой амплитуды движений). Проявление гибкости зависит от ряда факторов: • Главный фактор – анатомический (обусловливает подвижность суставов). Ограничителями движений являются кости, их форма определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение). • Центрально-нервная регуляция тонуса мышц, напряжение мыщц-антагонистов. Проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. • Общее функциональное состояние организма в данный момент: при утомлении активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению). • Возраст. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. Для развития пассивной гибкости сенситивным периодом является возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет. • Психологические факторы. Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные ухудшают. • На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20. 30°С гибкость выше, чем при 5. 10°С); 3) гибкость повышается под влиянием разминки, массажа, согревающих процедур. 4) также у женщин гибкость, как правило, выше, чем у мужчин. 6. Силовые качества (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
• Абсолютная– способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением. • Относительная– количество абсолютной силы человека, которое приходится на один килограмм массы его тела. Виды проявления силы Скоростная сила – это способность человека с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление. Скоростная сила является доминирующей в обеспечении эффективной двигательной деятельности на спринтерских дистанциях в циклических упражнениях. В частности, от уровня развития скоростной силы мышц ног зависит длина шагов в беге. Взрывная сила – это способность человека проявить наибольшее усилие за наименьшее время. Взрывная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц: например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе и т.п. В большинстве физических упражнений, где взрывная сила имеет ведущее значение, проявлению взрывного сокращения мышц в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. Например, перед метанием копья или гранаты спортсмен делает энергичный замах. Проявление мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. быстрое переключение от уступающей работы к преодолевающей получило название «реактивная способность мышц». Силовая выносливость – это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью. Разнообразный характер функционирования мышц: длительное поддержание необходимой позы (пр., удержание захвата в борьбе), многократное повторное выполнение взрывных усилий (прыжки с шестом). · Статическая сила проявляется тогда, когда мышцы напрягаются, а перемещения тела, его звеньев или предметов, с которыми взаимодействует человек, отсутствуют · Динамическая сила проявляется тогда, когда преодоление сопротивления сопровождается перемещением тела или отдельных его звеньев в пространстве (поднимание отягощения). • Факторы, обуславливающие проявление силы Внешние факторы : – суточная и годовая периодика. Внутренние факторы: – внутримышечная и межмышечная координация; 1. Абсолютная сила характеризуется величиной максимально развиваемого усилия в изометрическом упражнении или предельным весом поднятого груза. 2. Относительная сила представляет отношение абсолютной силы к собственной массе тела. Показатели абсолютной силы более важны для штангистов тяжелых весовых категорий, метателей молота, толкателей ядра; показатели относительной силы — для гимнастов, борцов и спортсменов большинства других специализаций. Силовые способности подразделяются на два вида: · собственно-силовые: проявляются в условиях статического режима работы или при выполнении медленных движений. Это может быть удержание в течение определенного времени предельных отягощений или перемещение предметов большой массы. · скоростно-силовые: проявляются в действиях, при которых наряду с силой требуется большая скорость движения. В преодолевающем режиме работы мышц с увеличением скорости сила уменьшается, а в уступающем режиме с увеличением скорости сила увеличивается. Развитие силовых способностей происходит при выполнении упражнений с высокой степенью мышечных напряжений. К ним относятся: · упражнения с внешним сопротивлением (со штангой, гантелями, гирями, эспандерами, на тренажерах, бег в гору, по песку и т. п.), · упражнения с преодолением веса собственного тела (подтягивания, подъем ног в висе, прыжки на одной и двух ногах, прыжки в «глубину» с последующим отталкиванием вверх), · изометрические упражнения (удержание груза, выпрямление ног, упираясь плечами в перекладину). Методы развития силовых способностей относятся к группе методов стандартного упражнения, конкретно, к повторным методам. Для развития собственно-силовых способностей применяются: · Метод максимальных усилий (спортсмен, преодолевая или пытаясь преодолеть максимальное сопротивление, проявляет предельное мышечное усилие, которое является исключительно мощным, а, следовательно, и эффективным физиологическим раздражителем). · Метод повторных усилий заключается в повторном поднимании отягощения, вес которого постепенно увеличивается в соответствии с ростом силы мышц. Имеет разновидности: с нормированным количеством повторений и с максимальным количеством повторений (до отказа). · Метод изометрических усилий (статические упражнения). Для развития скоростно-силовых способностей применяются: · Метод динамических усилий: суть в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. · «Ударный» метод основан на ударном стимулировании мышечных групп, путем использования кинетической энергии падающего груза, или веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх, в том числе и с отягощениями). Поглощение тренирующими мышцами энергии падающей массы способствует резкому переходу мышц к активному состоянию, создает в мышце дополнительный потенциал напряжения, что обеспечивает значительную мощность и быстроту отталкивающего движения, и быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей. 7. Скоростные качества (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития). Быстрота– это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. • Основные виды проявления быстроты • – быстрота двигательных реакций (различают простые и сложные реакции); • – быстрота одиночных движений; • быстрота двигательных реакций (простые и сложные реакции) Двигательная реакция – это процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает к действию, и заканчивающийся в момент начала движения-ответа. Информацией, побуждающей к действию, как правило, является заранее обусловленный сигнал или ситуация, имеющая сигнальное значение. – это ответ заранее обусловленным двигательным действием на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Пример: старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча по ожидаемому сигналу и т.п. В первом примере (старт в беге) чем меньше времени пройдёт от момента выстрела стартёра до момента начала движения бегуна, тем выше у последнего уровень быстроты простой реакции. В этом случае ориентирование человека при выполнении двигательных действий осуществляется с помощью комплексной деятельности анализаторов (зрительного, слухового и др.). Реакция на движущийся объект – это способность человека наиболее быстро и точно реагировать на нестандартные перемещения определённого объекта (объектов) в условиях дефицита времени и пространства. Реакция выбора – это способность человека наиболее быстро осуществлять выбор адекватного ответа на разнообразные раздражители в условиях дефицита времени и пространства. Реакция на движущийся объект: в футболе вратарь или игрок должен увидеть мяч, оценить направление и скорость его движения, выбрать план действия и успеть его осуществить. Реакция выбора: может спрогнозировать направление удара по воротам по достаточно выраженным пространственно-временным характеристикам движений в фазе подготовки к удару или броску и заранее принять верное решение. Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 106 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ Понятие и классификация гибкостиСайт о спорте и здоровом образе жизни Гибкость — это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые определяют степень подвижности его звеньев. Другими словами, гибкость — это способность суставов к различным вращениям и движениям. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Термины «гибкость» и «подвижность» в данном контексте стоит разграничивать. Под словом гибкость понимается совокупность подвижности суставов всего тела. А если имеется в виду какой-либо отдельный сустав, то правильнее называть это подвижностью, например. «подвижность коленных суставов». Проявление гибкости зависит от нескольких факторов:Фактор 1: анатомические особенности Фактор 2: степень владения мышечной координацией Фактор 3: эластичность мышц и связок Фактор 4: травмы Фактор 5: тренировки Фактор 6: общее функциональное состояние организма Фактор 7: возраст и пол человека * Если суставы ног и таза потеряют свою подвижность и гибкость, женщина просто не сможет вынашивать ребёнка. Фактор 8: внешние условия:
Для классификации гибкости важными признаками является:Классификация гибкости на основе перечисленных признаковПо форме проявления гибкости. Различают:
Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Эта разница называется «запасом гибкости» или «резервной растяжимостью». По способу проявления гибкости. Различают:
Выделяют ещё общую гибкость и специальную. Где под общей гибкостью понимается высокая подвижность во всех суставах (позвоночника, локтевом, плечевом, голеностопном и др.). Специальная же гибкость характеризуется предельной подвижностью в отдельных суставах. Аналитически, в проявлении гибкости можно выделить:
По мнению специалистов, упражнения на гибкость — одно из важных средств оздоровления и гармоничного физического развития в целом. Понравилась статья? Поддержи проект и автора! Гибкость и ее классификация. Факторы, влияющие на развитие гибкостиКлассификация гибкости и основные факторы, влияющие на ее развитие: морфофункциональные особенности работающих мышц, изменение ритма двигательных действий и пр. Концепция функциональных систем П.К. Анохина. Основание теории на управлении движения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ХГУ им. Н.Ф. Катанова) По дисциплине: Физиология физического воспитания и спорта Тема: Гибкость и ее классификация. Факторы, влияющие на развитие гибкостиВыполнил: студент 3 курса Гр. ФК-31 ЗФО Екимков Г.В. Проверил: Доцент кафедры АФиБЖ 1. Гибкость и ее классификация. Факторы, влияющие на развитие гибкостиК основным видам гибкости относят динамическую гибкость, проявляемую при произвольных движениях самого человека, и статическую гибкость, имеющую место при фиксированных положениях тела. Различают также гибкость активную и пассивную. Активной называют гибкость, требующую дополнительных усилий. Активная гибкость непосредственно связана с силой мышц. Это вызвано необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. В отличие от активной гибкости, имеющей целью растягивание мышц, пассивная гибкость направлена на повышение эластичности суставно-связочного аппарата. Плотность суставно-связочного аппарата гораздо выше, чем плотность мышц, и человеку трудно без посторонней помощи развивать эту разновидность гибкости. Поэтому пассивную гибкость определяют, как гибкость, проявляемую под воздействием внешних сил. Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость – это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности. По аналитическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, поясничной части позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость в различных суставах имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные суставы. Как мы видим, гибкость отмечается большим разнообразием ее проявлений, требующих значительного двигательного опыта. Поэтому при ее формировании нужно уделять внимание всем ее разновидностям, делая акцент на специфических для конкретного вида деятельности. Классификация видов гибкости К основным факторам, влияющим на развитие гибкости относятся морфофункциональные особенности работающих мышц; изменение ритма двигательного действия; психоэмоциональное состояние; температура мышц; температура окружающей среды; время суток, вид предыдущей мышечной деятельности. гибкость мышца двигательный анохин Морфофункциональные особенности работающих мышц.Уровень изменения морфологических, биохимических и функциональных особенностей работающих мышц – важный фактор повышенной гибкости. В процессе активной мышечной деятельности увеличивается содержание сократительных белков, повышается количество миоглобина, возрастают кислородная емкость мышц и интенсивность окислительных процессов. Под воздействием физической нагрузки происходят морфологические и биохимические изменения в работающих мышцах, выявляются функциональные сдвиги, повышающие возбудимость и лабильность мышц. Все эти изменения способствуют увеличению растяжимости мышц и приросту гибкости. Ритм движений имеет большое значение для достижения определенной рационализации двигательной активности человека. Ритмичные движения поддерживают стабильный уровень возбудимости мышц, что является благоприятным фактором для повышения их эластичности. При аритмичных движениях возбудимость мышц снижается, что приводит к уменьшению их эластичных свойств. Например, выполняя махи ногой вначале с малой амплитудой и постепенно увеличивая ее до максимальной, занимающийся добивается большого прироста активной гибкости. Положительные эмоции активизируют деятельность вегетативных органов, повышают газообмен, увеличивают частоту сердечных сокращений. Все это позитивно сказывается на состоянии возбудимости мышц, их эластичности и упругости. Упражнения для развития гибкости необходимо выполнять в атмосфере положительных эмоций, что стимулирует гормональную деятельность, обеспечивает улучшение регуляторных процессов. Состояние температуры мышц также существенно влияет на увеличение показателей гибкости. Зависимость эластичных свойств мышц от температуры определяется интенсивностью обмена веществ, скоростью окислительных процессов. В хорошо разогретых мышцах сильнее циркулирует кровь, поэтому предварительная разминка, направленная на подготовку мышц к основной физической нагрузке, – необходимое условие эффективности занятий на развитие гибкости. Температура окружающей среды.Перепады температуры существенно влияют на состояние активной мышечной деятельности человека. В условиях низкой температуры мышца быстро охлаждается, теряя свою эластичность. При этом резко падает ее возбудимость, что является наиболее распространенной причиной травматизма. В условиях холодного воздуха или помещения требуются значительно большие усилия для разогревания организма и поддержания оптимального режима работы мышц. Повышенная температура вызывает усиленное потоотделение, потерю большого количества жидкости. В результате мышечная ткань становится более вязкой, снижаются ее сократительные свойства. Физическое состояние человека неодинаково ранним утром, днем и поздним вечером. У многих людей в утренние часы общая работоспособность снижена, требуется время для врабатывания после ночного отдыха. При занятиях физическими упражнениями необходима более длительная и интенсивная разминка. В течение дня системы организма достигают «рабочего состояния», органы функционируют в полном объеме, мышцы находятся в оптимальном напряжении. Все это создает наиболее благоприятные условия для вечерних тренировок, когда появляются наилучшие предпосылки для увеличения прироста гибкости. Если характер предыдущей деятельности способствует достаточному разогреванию мыщц, не вызывая при этом утомления, то двигательная деятельность организована рационально. В процессе спортивной тренировки особые требования должны предъявляться к эффективному подбору и использованию специальных упражнений. Так, предварительное выполнение силовой нагрузки положительно сказывается на приросте гибкости. Поэтому в конце тренировочного занятия целесообразно выполнять упражнения для развития гибкости. 2. Концепция функциональных систем П. К.Анохина. Теория основана на управлении движения ФС – морфо-физиологическая основа ВПФ как совокупность всех процессов, протекающих в различных системах, обеспечивающих функционирование ВПФ (афферентные и эфферентные составляющие). Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости различать частные механизмы интеграции, когда эти частные механизмы вступают между собой в сложное координированное взаимодействие. Основные положения теории функциональной системы были сформулированы П. К. Анохиным еще в 1935 г. Теория функциональных систем, предложенная П.К.Анохиным, постулирует принципиально новый подход к физиологическим явлениям. Она изменяет традиционное “органное” мышление и открывает картину целостных интегративных функций организма. Возникнув на основе теории условных рефлексов И.П.Павлова, теория функциональных систем явилась ее творческим развитием. Вместе с тем в процессе развития самой теории функциональных систем она вышла за рамки классической рефлекторной теории и оформилась в самостоятельный принцип организации физиологических функций. Функциональные системы имеют отличную от рефлекторной дуги циклическую динамическую организацию, вся деятельность составляющих компонентов которой направлена на обеспечение различных приспособительных результатов, полезных для организма и для его взаимодействия с окружающей средой и себе подобными. Наиболее принципиальным положением теории является то, что системы могут быть самыми разнообразными по типу задач, ими решаемых, и по сложности этих задач, но архитектура систем при этом остается одной и той же. Это означает, что различные функциональные системы – от системы терморегуляции до системы политического управления – имеют сходную структуру. Основными компонентами любых функциональных систем являются следующие: – модель результатов действия (акцептор действия) и программа действия; – действие и его результат; Афферентный синтез представляет собой обобщение потоков информации, приходящей как снаружи, так и извне. Субкомпонентами афферентного синтеза являются доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, пусковая афферентация и память. Функция доминирующей мотивации – обеспечение общей мотивационной активации. «Первопричиной» любого действия является потребность, мотивация. Переевшее животное не будет лихорадочно искать пищу, человек, лишенный честолюбия, мало озабочен стремлением к продвижению по служебной лестнице. Функция обстановочной афферентации – обеспечение общей готовности к действию. Как только в среде появляется то, что способно удовлетворить нашу потребность, включается механизм пусковой афферентации. Пусковая афферентация инициирует поведение. Таким образом, на основе взаимодействия мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти формируется так называемая интеграция или готовность к определенному поведению. Но, чтобы она трансформировалась в целенаправленное поведение, необходимо воздействие со стороны пусковых раздражителей. Пусковая афферентация – последний компонент афферентного синтеза. Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта – формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей. Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется. Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата. Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. Размещено на Allbest.ru Подобные документыАнализ гибкости как физического качества человека, факторы, влияющие на ее развитие. Методы и средства воспитания гибкости. Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости. Исследование уровня развития физических качеств у учащихся. курсовая работа [5,1 M], добавлен 15.05.2013 Исследование значения гибкости в профессиональной физической подготовке и спорте. Изучение понятия активной и пассивной гибкости. Описания комплекса упражнений для развития гибкости шеи, плеч, туловища, торса и спины. Контрольные измерения гибкости. реферат [65,6 K], добавлен 12.07.2016 Индивидуальное физическое развитие. Гибкость как ценное физическое качество. Методика направленного развития и совершенствования гибкости. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте. Равномерное развитие опорно-двигательного аппарата. реферат [63,0 K], добавлен 02.03.2009 Сущность и значение гибкости, задачи, цели и принципы ее развития. Используемые методы и эффективные упражнения. Техника безопасности при выполнении контрольных упражнений на развитие гибкости, средства и методы воспитания данного физического качества. реферат [33,1 K], добавлен 18.04.2015 Кикбоксинг как вид двигательной активности, исследования по его становлению и развитию. Анатомо-физиологические особенности юных спортсменов. Понятие гибкости, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости у кикбоксеров. курсовая работа [69,5 K], добавлен 26.07.2011 Гибкость как одно из основных физических качеств человека. Значение и сущность гибкости, последствия ее недостаточного развития. Активная и пассивная формы проявления гибкости. Основные способы воспитания подвижности в суставах, комплекс упражнений. реферат [431,3 K], добавлен 10.07.2011 Группы показателей физического развития: морфологический, функциональный и уровень развития физических качеств. Гибкость как физическое качество, его развитие в младшем школьном возрасте. Методика, направленная на развитие и совершенствование гибкости. доклад [26,5 K], добавлен 05.01.2010 Характеристика спортивных танцев. Гибкость в системе подготовки танцоров. Особенности использования специальных упражнений для развития гибкости у танцоров. Возрастные особенности развития детей 7-9 лет. Общая характеристика подвижности суставов. курсовая работа [128,3 K], добавлен 28.09.2012 Художественная гимнастика как вид спорта, история ее развития. Гибкость как физическое качество, средства и методы ее развития. Возрастные особенности развития девочек. Разработка комплекса специальных упражнений для развития гибкости у девочек 7-8 лет. дипломная работа [220,4 K], добавлен 13.05.2012 Роль гимнастики для развития двигательных качеств школьников, в частности силы и гибкости. Влияние физических упражнений на организм человека. Анатомо-физиологические особенности подростка. Разработка комплексов упражнений для развития гибкости и силы. курсовая работа [39,4 K], добавлен 24.11.2010 |