Сенситивный период гибкости

Сенситивные периоды развития гибкости

· Мальчики и девочки: с рождения до 13-14 лет.

· Наибольшее увели­чение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной – 10-14 лет.

· У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20—30% выше, чем у мальчиков.

Тренировка гибкости

· Не следует добиваться предельно­го развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к дефор­мации суставов и связок и затем к их «разболтанности», нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способнос­тей.

· Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движений – упражнения в растягивании, которые направлены не на воздействие на сокра­тительные элементы мышц, а на соединительные ткани (сухожилия, связки, фасции и т.п.), поскольку, не обладая свой­ством расслабляться, они в основном препят­ствуют развитию гибкости.

o Динамические активные упражнения (наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения и т.п.).

o Динамические пассивные (с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, шпагат и др.).

o Статические активные упражнения – удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к макси­мальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществ­ляющих движения.

o Статические пассивные – удержание поло­жения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздей­ствий внешних сил (партнера, снарядов, веса собственного тела).

· Основной метод развития гибкости является повторный метод, ко­торый предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями.

Глава 9

Двигательные умения, навыки и двигательный стереотип

Большинство двигательных действий человека не является элементарным или безусловнорефлекторным. Поэтому в процессе онтогенетического развития человека происходит овладение различными двигательными действиями, необходимыми в повседневной жизни, профессиональной деятельности или для занятий физической культурой. При овладении двигательным действием в начале возникает умение его выполнять, которое затем переходит в навык, т.е. главным отличием умения от навыка является степень освоенности двигательного действия, уровень достигнутого автоматизма.

Понятие двигательных умений и навыков

· Двигательное умение –степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью результатов (Холодов).

· Двигательный навык– это оптимальная степень владения двигательным действием, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью, устойчивостью и надежностью исполнения. При навыке сознание направлено на условия и результат действия, а не на его компоненты.

Физиологический механизм формирования двигательных навыков

В основе двигательных умений и навыков лежит физиологический механизм формирования двигательного (динамического) стереотипа.

Двигательный стереотип (синоним – динамический стериотип) – устойчивый индивидуальный комплекс безусловно- и условно-рефлекторных двигательных реакций и сопровождающих их вегетативных изменений, реализуемых в определенной последовательности.

Значение двигательного стереотипа– облегчение выполнения целостного двигательного акта и освобождение сознания человека от необходимости тщательного контроля за каждым его элементом.

Особенности временных связей при формировании двигательных навыков

· Формируются при участии как первой, так и второй сигнальной системы (возможность обучения двигательным навыкам как при подражании двигательным действиям, так и при словесном инструктировании).

· Двигательный навыкподразумевает не просто повторение по имеющему условному сигналу ранее имеющихся безусловнорефлекторных реакций (сенсорные условные рефлексы, УР первого рода), но образование новых оперантных (инструментальных, мануальных) временных связей – формирование оперантных условных рефлексов(рефлексов второго рода), которые характеризуется образованием новых форм ответных реакций, созданием сложного комплекса вновь образованных движений или комбинации из ранее основанных движений. Таким образом, в оперантных рефлексах временные связи относятся не только к афферентным, но и к эфферентным, т. е. исполнительным, звеньямдвигательных реакций.

· Двигательный навык формируется на основе образования условных цепных рефлексов (УР высшего порядка), в которых временные связи закрепляют отпределённую последовательность реакций (или фаз двигательного действия), осуществляющихся в виде определённого динамического стериотипа.

· Динамический стереотип в двигательных актах относится только к последовательности осуществления фаз движения (например, при беге или плавании). Временные отношения между фазами и внутренняя структура движения (например, количество активных ДЕ) могут варьировать поскольку ЦНС имеет возможность достигать один и тот же внешний эффект за счет многих вариаций внутренней структуры движения.

· Формирование стабильной последовательности фаз двигательного действия характерено только для циклических видов деятельности. В ациклических упражнениях стабильная целостная система смены фаз движений, как правило, не образуется. Стабильность в данном случае состоит не в проявлении сложных двигательных комбинаций, а в отдельных составных элементах (например, в штрафных бросках мяча в баскетболе).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 533 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

2. Факторы проявления показателей гибкости

Анатомический (строение суставов, эластичность мышц, связок, суставных сумок).

Разминка. Под воздействием разминки может существенно изменяться растяжимость мышц – один из важнейших факторов, определяющих гибкость человека. Во время разминки усиливаются дыхание, кровообращение, потоотделение и, как следствие, происходит «согревание» мышц тела, которые становятся более растяжимыми.

Исследования показывают, что после 15-минутной разминки, включающей упражнения на растягивание, показатели гибкости улучшаются в среднем на 27,4 %, а в отдельных случаях – до 40%. Это предельные показатели, т.к. из физиологии известно, что большинство мышц при крайне возможных степенях их растяжения имеют длину на 20-40% больше равновесной длины. (Равновесная длина – это длина изолированной мышцы, при которой в ней отсутствует упругое напряжение). Однако уже через 3 минуты после разминки растяжимость мышц уменьшается в среднем до 18%, через 6 минут – до 7,4%, а к 10-ой минуте эффект от разминки полностью пропадает. Зависимость между временем восстановления растяжимости мышц и спортивной квалификацией занимающихся не обнаружена. Это значит, что данная закономерность проявляется у всех занимающихся независимо от уровня подготовленности. Данные факты необходимо учитывать при выступлении на соревнованиях, а также при проведении учебно-тренировочных занятий и не делать больших перерывов между разминкой и выполнением упражнений.

Гибкость во многом обусловлена наследственными факторами, что отражается и на эффективности упражнений на гибкость. Известно, например, что гимнасты, которые имели лучшие от природы показатели гибкости в начале своего спортивного пути, сохраняли это преимущество и в дальнейшем.

За счет тренировки можно добиться больших успехов в развитии и поддержании гибкости, несмотря на возраст. Из литературы известно, что, например, у милиционера- регулировщика подвижность в плечевом суставе руки, которой он выполняет «отмашки», не зависит от возраста. У 30-, 40- и 53-летнего регулировщиков амплитуда активного сгибания выпрямленной руки (движения руки вперед-вверх-назад) составляла 180град. + 2град. Это больше, чем амплитуда пассивного сгибания у 10-летнего мальчика. Подвижность же в плечевом суставе другой руки оказалась значительно хуже и соответствовала средним данным. Известен пример профессора К.Ф.Никитина из Сочи, который за счет тренировок не только сохранил, но и улучшил свою гибкость и в 82 года делал поперечный шпагат.

В утренние часы показатели активной гибкости ниже, чем в вечернее время.

В практике спортивной подготовки дзюдоистов используется иная классификация факторов, от которых, так или иначе, зависит уровень развития гибкости тела спортсмена [1].

3. Сенситивные периоды развития гибкости

С возрастом показатели гибкости меняются. Это связано с изменениями, которые происходят в мышцах и суставах. В основном это:

уменьшение эластичности и растяжимости мышечно-связочного аппарата. Особенно заметно изменяется эластичность связок. С возрастом волокна, из которых состоят связки, теряют свою извилистость, и к 70-80 годам она становится минимальной;

изменения суставного хряща. Эти изменения особенно заметны после 30-40 лет. Уменьшается толщина хряща. На краях суставной поверхности происходит своеобразное рассасывание, исчезновение хряща. В результате нарушается совпадение суставных поверхностей;

неиспользование площади суставных поверхностей. В результате малоподвижного образа жизни неиспользуемая площадь суставных поверхностей зарастает соединительной тканью.

Если в отношении силы, выносливости и, частично, быстроты можно сказать, что путем регулярных тренировок после длительного перерыва в занятиях физическими упражнениями можно восстановить утраченные качества, то применительно к гибкости это очень проблематично. Патологические изменения в мышцах и суставах часто приобретают необратимый характер.

Читайте также:  С какого способа плавания начинается комбинированная эстафета

Следует помнить, что гибкость с возрастом теряется быстрее других физических качеств.

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. По мнению В.К.Бальсевича (2000), по особенностям возрастных изменений подвижности в суставах, их (суставы) разделяют на две группы:

в первую группу, которая характеризуется увеличением показателей до 14-15 лет с последующим уменьшением, включены позвоночный столб и тазобедренные суставы;

во вторую группу входят плечевые суставы. Их отличительным признаком является увеличение подвижности до 11-13 лет, после чего показатели остаются на одном уровне и снижаются к 16-17 годам.

Сенситивный период гибкости

С возрастом показатели гибкости меняются. Это связано с изменениями, которые происходят в мышцах и суставах. В основном это:

уменьшение эластичности и растяжимости мышечно-связочного аппарата. Особенно заметно изменяется эластичность связок. С возрастом волокна, из которых состоят связки, теряют свою извилистость, и к 70-80 годам она становится минимальной;

– изменения суставного хряща. Эти изменения особенно заметны после 30-40 лет. Уменьшается толщина хряща. На краях суставной поверхности происходит своеобразное рассасывание, исчезновение хряща. В результате нарушается совпадение суставных поверхностей;

– неиспользование площади суставных поверхностей. В результате малоподвижного образа жизни неиспользуемая площадь суставных поверхностей зарастает соединительной тканью.

Если в отношении силы, выносливости и, частично, быстроты можно сказать, что путем регулярных тренировок после длительного перерыва в занятиях физическими упражнениями можно восстановить утраченные качества, то применительно к гибкости это очень проблематично. Патологические изменения в мышцах и суставах часто приобретают необратимый характер.

Следует помнить, что гибкость с возрастом теряется быстрее других физических качеств.

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. По мнению В.К.Бальсевича (2000), по особенностям возрастных изменений подвижности в суставах, их (суставы) разделяют на две группы:

– в первую группу, которая характеризуется увеличением показателей до 14-15 лет с последующим уменьшением, включены позвоночный столб и тазобедренные суставы;

– во вторую группу входят плечевые суставы. Их отличительным признаком является увеличение подвижности до 11-13 лет, после чего показатели остаются на одном уровне и снижаются к 16-17 годам.

Средства развития гибкости

Физические упражнения, которые применяются для развития гибкости, можно условно разделить на динамические и статические. Они, в свою очередь, бывают активными (за счет усилий самого занимающегося) и пассивными (с помощью тренера, напарника, устройств с амортизаторами и отягощениями).

Активные динамические упражнения

В процессе выполнения махов, наклонов и рывковых движений для развития подвижности следует придерживаться таких параметров нагрузки:

– количество движений в одном подходе – 10-4;

– интенсивность: а) по амплитуде – максимальная; б) по темпу – 40-60 движений в минуту;

– продолжительность интервалов отдыха между подходами – 2-2,5 мин.;

– количество подходов – 3-4;

– характер отдыха – расслабление в исходном положении;

– количество упражнений на одном занятии – 8-10.

Пассивные динамические упражнения

Как уже отмечалось, пассивные упражнения для развития подвижности в суставах отличаются тем, что выполняются за счет прилагаемых из вне сил.

Параметры нагрузки почти такие же, как и при выполнении активных движений, за исключением отдыха между подходами, который можно сократить до 0,5-1,0 мин., и количества упражнений, которое можно увеличить до 15.

Статические упражнения

Статические упражнения связаны с удержанием положений (поз) тела, при которых определенная группа мышц оказывается растянутой. Эти упражнения получили название «стретчинг». Примером может служить следующее упражнение: исходное положение – сед ноги вместе, наклон вперед (животом и грудью прижаться к ногам), удерживать данное положение 10-30 сек.

В отличие от динамических упражнений, когда мышца периодически удлиняется и укорачивается, при статических упражнениях (позах) на гибкость она в растянутом положении находится довольно долго (10-30 сек.).

Удлинение времени растянутого состояния мышц ускоряет их функциональную перестройку, приводит к «привыканию» к этому состоянию. Однако здесь важно соблюсти меру.

«Привыкание» может приводить к ослаблению или даже частичной утрате ценнейшего свойства мышц – рефлекса растяжения.

При выборе нагрузки в одном занятии следует ориентироваться на следующие параметры:

длительность удержания позы – 10-30 с.;

интенсивность: а) по амплитуде – максимальная; б) по степени напряжения растянутых мышц – околомаксимальная;

продолжительность интервалов отдыха между повторениями – 5-10 с.;

количество повторений – 4-8 раз;

характер отдыха – полное расслабление – 8-10 с.

2.3 Сензитивный период гибкости

Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков.

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для экономичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная длина мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила.

Недостаточная подвижность в суставах – следствие плохой эластичности мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-антагонистов). Недостаточно высоко поднять ногу, а затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко поднятом положении.

Недостаточно сделать резкий наклон назад на одной ноге и, подняв другую в заднее равновесие, коснуться рукой пола, надо еще уметь после этого поднять туловище, не опуская ногу. Таким образом, в тесной связи с развитием гибкости необходимо развивать силу мышц-антагонистов.

Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).

Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастики, амплитуда движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда зависит в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость. Благодаря ей облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для освоения волн, взмахов, движений кольцом. Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

Различают активную и пассивную гибкость. Под активной, гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением. Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отведении ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же движении, выполненном с помощью или махом. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Именно в художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой. Однако достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости. В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по художественной гимнастике используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой. Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы

Читайте также:  Балетная нога в синхронном плавании

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вторая – амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия.

С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суставах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сензитивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной- 10-14 лет.

Художественная гимнастика – сложно координированный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали.

В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям.

Координационные способности (КС) представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

В общем виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия.

Координационные способности включают в себя:

– ориентацию в пространстве;

– точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

КС делятся на общие, специальные и специфические виды К важнейшим специфически проявляющимся КС в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:

– способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);

– способности к ориентированию в пространстве;

– способность сохранять равновесие;

– способность к перестроению двигательных действий;

– способность к произвольному мышечному расслаблению, В.И. Лях (1989) указывает, что наиболее благоприятным периодом для развития КС у девочек является возраст 11-12 лет.

Сенситивные периоды (возраст) развития физических качеств

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью. Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологи­ческого развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.

Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8-10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7-8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы.

Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся.

Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).

Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%).

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70-80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9-13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12-13 лет, а в метаниях – в 13-14 и 16-17 лет.

Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются

В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.

Например, у некоторыхлиц сила мышц снижается после 20-25 лет, когда поступательное биоло­гическое развитие организма заканчивается; у других — после 40-45 лет. В первую очередь с возрастом ухудшаются быстрота, гибкость и ловкость; лучше сохраняются — сила и выносливость, особенно аэробная. Быстрота с возрастом ухудшается по всем составляющим ее па­раметрам (латентному периоду сенсомоторныхреакций, скорости одиночного движения и темпа движений). От 20 до 60 лет время ла­тентного периода возрастает в 1.5-2 раза. Наибольшее падение ско­рости движения отмечается в возрасте от 50 до 60 лет, а в период 60-70 лет наступает некоторая стабилизация. Выносливость по сравнению с другими физическими качествами с возрастом сохраняется более длительное время. Считается, что ее снижение начинается после 55 лет, а при работе умеренной мощ­ности (с аэробным энергообеспечением) нередко она остается дос­таточно высокой в 70-75 лет.

Читайте также:  За что дисквалифицируют в плавании

Гибкость характеризуется способностью выполнять движения с максимальной амплитудой. Без специальной тренировки это качест­во начинает снижаться уже с 15-20 лет, что нарушает подвижность и координацию в различных формах сложных движений. У лиц пожилого возраста, как правило, гибкость тела (особенно позвоноч­ника) существенно снижена. Тренировка позволяет сохранять это качество долгие годы. При попытке восстановить гибкость лучший результат наблюдается у тех, кто имеет хорошую физическую подготовленность. Основным проявлением ловкости является точность двигательной ориентации в пространстве. Это качество также снижается довольно рано (с 18-20 лет);

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17

Узнать стоимость написания работы

;text-decoration:underline” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>13 Задачи, средства и методы развития гибкости. Возрастные периоды развития гибкости. Тесты для определения уровня развития гибкости.

;text-decoration:underline” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Гибкость ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Активная гибкость ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> – это способность достигать больших амплитуд в каком либо суставе за счет мышечных напряжений.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Пассивная гибкость ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> – это способность достигать пассивной амплитуды за счет внешних сил.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Разность показателей этим гибкостям называют резервом гибкости.

;text-decoration:underline” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Задачи и средства ;text-decoration:underline” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>:

  1. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Особенность развития гибкости во всех суставах тела.
  2. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Развитие гибкости применительно для физического упражнения, изучающих в рамках процессов физического воспитания.
  3. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Развитие гибкости применительно к профессиональной и спортивной деятельности, а так же превращения утраты приобретенного оптимального состояния действий.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Средства: это упражнения на растягивание, различают

  1. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Активные упражнения (махи руками, ногами, рывки и.т.д)
  2. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Пассивные упражнения (с партнером, отягощением, собственной силы)
  3. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Статические упражнения (удержание определенного положение за определенное время)

;text-decoration:underline” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Основным методом развития гибкости – повторное выполнение упражнений с большой амплитудой.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Основоной метод – повторный.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Используется данный метод соблюдая рекомендации:

  1. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>увеличение амплитуды движений постепенно доводят до легкой боли в мышце.
  2. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>количество повторений упражнения не менее 10-12 раз.
  3. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Распределение упражнений занятия:

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>А) пассивный.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Б) активный.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Проводить два раза в неделю.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Наиболее интенсивно гибкость развивается ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> до 15 – 17 лет, при этом сенситивный период для развития пассивной гибкости – 9 – 10 лет, а для активной 10 – 14 лет

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Тесты. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются [1]: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения (рис. 15).

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>1. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Подвижность в плечевом суставе ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук 2. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Подвижность позвоночного столба ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. Определяется по степени наклона туловища вперед

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>3. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Подвижность в тазобедренном суставе ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки (рис. 15, 8). 4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой (рис. 15, 10, 5. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Подвижность в голеностопных суставах ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> (рис. 15, 12, /J). Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Блок №4

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Методика развития гибкости.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Гибкость- ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Классификация видов гибкости ” xml_lang=”en-US” lang=”en-US”>:

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Активная гибкость – это достижение большой амплитуды в движениях за счёт мышечных напряжений.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Пассивная гибкость – это достижение наивысшей амплитуды в движениях за счёт внешних дополнительных воздействий и мышечных напряжений.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Пассивная гибкость > Активная гибкость , так как кроме мышечных напряжений есть внешние дополнительные воздействия (наклон вперёд + помощь).

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Резерв гибкости ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>– разность между ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> активными и пассивными показателями.

По способу проявления динамическая при движениях, статическая в позах.

Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью во всех суставах.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Факторы, от которых зависит проявление гибкости:

  1. Эластичность мышц и связок и их вязкость (учитывается при определении времени для разминки).
  2. Строение суставов.
  3. Суточная периодика, т.е. время суток (лучше 11 – 12 часов дня).
  4. Зоны климатических условий.
  5. От уровня развития сил.

6. От ЦНС, которая влияет на тонус мышц

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Задачи развития гибкости:

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Средства развития гибкости:

Активные и пассивные упражнения:

  1. Активные 40 – 45% (махи руками и ногами)
  2. Пассивные 20 – 25% вкл. движения выполняемые с помощью партнера, с отягощениями, с резиновым амортизатором, с весом собственного тела
  3. Активно – пассивные 20 – 30% (пружинистые покачивания со сменой ног).

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Методы развития быстроты:

Повторное выполнение упражнений активного, пассивного, активно – пассивного характера.

  • Желательно заниматься 2 раза в день.
  • При дозировке упражнений по количеству повторений не менее 10 – 12 раз в каждом упражнении.
  • Интенсивность определяется по лёгким болевым ощущениям в мышце при выполнении упражнения.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Тесты для измерения гибкости:

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Приборные методики:

  1. Механический (с помощью гониометра).
  2. Механоэлектрический (с помощью электрогониометра).
  3. Оптический.
  4. Рентгенографический.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Подвижность суставов ” xml_lang=”en-US” lang=”en-US”>:

  1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад (Расстояние между кистями рук при выкруте: меньше расстояние значит больше подвижность сустава)
  2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона вперёд. Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется вперёд до предела, не сгибая ног в коленях (от нулевой отметки до третьего пальца руки). Или мостик (от пяток до кончиков пальцев рук).
  3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги в стороны или вперёд с опорой на руки (расстояние от пола до таза).
  4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперёд руками или руки за головой (высокая подвижность в суставах = полное приседание).
  5. Подвижность в голеностопных суставах. Стандартные условия тестирования:
    • Одинаковые исходные положения звеньев тела.
    • Одинаковая (стандартная) разминка.
    • Повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть

достигнута за счёт внешних воздействий. Её определяют по наибольшей

амплитуде, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений.

Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы

вызывает болезненное ощущение.

3). Развитие гибкости применительно к конкретному виду трудовой деятельности или спортивной специализации.

2). Развитие гибкости в единстве с формированием двигательных умений и навыков (Данная группа задач реализуется в физическом воспитании)

1). Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно – двигательного аппарата в течение всей жизни.

Узнать стоимость написания работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Ссылка на основную публикацию