Способность человека выполнять движения с большой амплитудой

Способность человека выполнять движения с большой амплитудой

© Морозова Л. В., Мельникова Т. И., Виноградова О. П., 2018

© Оформление. ООО «Бук», 2018

Ни для кого не секрет, что малоподвижный образ жизни всегда был и будет причиной развития множества заболеваний, дисгармонии организма и подавленного состояния. В перечень таких последствий уже плотно занято место ожирением, частыми головными болями, всевозможными заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

Задача оздоровительной тренировки – поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности опорно-двигательного аппарата. Поэтому гибкость надо развивать до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту амплитуду, с которой выполняется движение, т. е. должен быть определённый «запас гибкости».

Наша гибкость означает наличие свободы движений – важную часть всех наших действий. Эта дополнительная подвижность очень важна, поскольку даже самые простые задачи в нашей жизни связаны с движением. С учётом этого факта растяжка даже более важна, чем физические упражнения.

Стретчинг – это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание.

Считается, что предшественниками современного стретчинга являются позы йоги и других древних восточных систем. История стретчинга говорит о том, что сначала он применялся лишь в совокупности с каким‐то другим видом спорта, но благодаря быстрому росту популярности среди спортсменов, техника завоевала право быть выделенной в отдельный вид занятий. Эти занятия были направлены не только на развитие всех групп мышц и их подготовки к нагрузкам, но и на реабилитацию связок и сухожилий после повреждений и травм.

Уровень физической подготовленности человека, а также спортивного мастерства в различных видах спорта во многом определяет гибкость. Недостаточность гибкости усложняет и замедляет процесс усвоения двигательных навыков, ограничивая проявления силы, скоростных и координационных способностей, снижает экономичность работы, повышая вероятность возникновения травм двигательного аппарата занимающегося.

Влияние стретчинга на организм

Здоровый образ жизни и активное время препровождение с каждым днём становятся всё популярнее, всё больше людей посещают спортзалы и следят за своим здоровьем. Однако мало кто задумывается о том, что для организма важна не только физическая нагрузка, но и регулярная растяжка мышц.

Занятия стретчингом прекрасно тренируют мышцы шеи, спины, рук и всей верхней части тела. Регулярные упражнения на растяжку не дают мышцам и суставам утратить подвижность и тем самым замедляют процесс старения. Доказано, что люди, ежедневно выполняя упражнения на растяжку, в среднем живут на 10 лет дольше, чем лица, пренебрегающие упражнения на растяжку.

Однозначно надо отметить, что никакого вреда, стретчинг не может нанести организму, если тренировка проведена правильно. Именно по этой причине, стретчинг входит в ежедневную программу занятий у профессиональных спортсменов, помогая избегать травматических случаев, приводить мышцы в тонус и поддерживать форму.

Стретчинг, как и все фитнес – направления, в первую очередь нормализует работу организма, а также корректирует фигуру, и является средством реабилитации после перенесенных заболеваний и травм.

Стретчинг оказывает положительное влияние практически на весь организм человека:

• снимает болевое ощущение после силовых упражнений;

• восстанавливает и сохраняет эластичность мышц;

• стимулирует сердечно-сосудистую систему, т. е. активирует периферические артерии и вены, что устраняет застойные явления и предотвращает такие болезни как атеросклероз, тромбоз;

• повышает костную минеральную плотность, оказывая профилактическое действие против остеопороза и переломов;

• увеличивает подвижность суставов;

• способствует повышению эластичности связок и сухожилий;

• замедляет процесс старения организма;

• избавляет от психологического напряжения и стресса;

• улучшает настроение, повышает самооценку, ощущение комфорта и удовлетворения.

1.1. Показания к занятиям стретчингом

• недостаточная физическая активность в повседневной жизни (гиподинамия);

• варикозное расширение вен;

• постоянные стрессы, раздражительность и повышенная психоэмоциональная утомляемость;

• избыточный вес или ожирение начальной стадии.

1.2. Противопоказания к занятиям стретчингом

Занятия стретчингом в целом подходят абсолютно каждому вне зависимости от возраста и пола.

Но приступая к любым занятиям физическими упражнениями и спортом важно проконсультироваться с врачом и выявить все проблемы со здоровьем.

Строго противопоказаны занятия:

• при недавно перенесенных переломов, поскольку растяжка оказывает непосредственное воздействие не только на мышцы, но и на костную систему;

• при воспалительных и хронических заболеваниях суставов в период обострения;

• при остеопорозе и артрозе;

• при травмах и вывихах;

• при тромбозе, атеросклерозе, тромбофлебите и прочих заболеваниях сердечно сосудистой системы;

• при возникновении внезапной боли в результате упражнений на растяжку (это сигнал, свидетельствующий о серьезных «неполадках» в организме и о том, что нужно незамедлительно обратиться к врачу);

• при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях;

Организация занятий по стретчингу

Организация занятий по стретчингу практически не отличается от организации занятий по любому другому фитнес-направлению.

Но чтобы занятия были безопасны и проходили в комфортных условиях, необходимо соблюсти ряд требований, предъявляемых к помещению.

2.1. Гигиенические требования к помещению

Спортивный зал для занятий стретчингом должен соответствовать определённым стандартам для фитнес-помещений:

– размеры зала должны соответствовать пропускной способности, не менее 6 м 2 на человека;

– воздушная среда зала должна обеспечиваться приточно-вытяжной вентиляцией, (если нет такой возможности, устраивается искусственная вентиляция через фрамуги и форточки);

– оптимальная температура воздуха в зале – 15–21 °C;

– относительная влажность воздуха – 35–60 %;

– наименьшая освещённость в зале – 150 лк;

– пол должен быть ровным, нескользким, эластичным и экологически безопасным;

– одна из стен должна быть зеркальной для того, чтобы занимающиеся могли контролировать свои движения;

– зал должен быть оборудован кондиционерами и встроенной акустической системой.

В спортивных залах ежедневно должна осуществляться влажная уборка, и медицинский пункт размещён в непосредственной близости от спортивного зала.

2.2. Гигиенические требования к спортивной одежде

Спортивная форма для стретчинга как и для других групповых занятий не имеет таких жёстких требований, как в случае с бегом и силовыми тренировками.

Для стретчинга следует выбирать эластичную одежду с крепкими швами и с полным отсутствием молний и выступающих декоративных элементов. Для тренировок отлично подходят лосины, бриджи и в меру свободные брюки. Верх может состоять из топов различной конфигурации, маек, футболок. Одежда должна хранить тепло, но не «парить» и не быть жаркой.

6. Сила – это:

а) комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»;

+б) способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время;

в) способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений);

г) способность человека длительно выполнять работу с большой интенсивностью.

7. Абсолютная сила – это:

а) максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела;

+б) способность человека преодолевать внешнее сопротивление;

в) проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц;

г) сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека.

8. Относительная сила – это:

+а) сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса;

б) сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим в) сила, приходящаяся на 1 см2 физического поперечника мышцы;

г) сила, проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением.

9. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется:

+а) простой двигательной реакцией;

б) скоростью одиночного движения;

в) скоростными способностями;

г) быстротой движения.

10. Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:

11. Способность к продолжительной работе без снижения ее эффективности или способность противостоять утомлению называется:

а) функциональной устойчивостью;

б) биохимической экономизацией;

12. Способность продолжительно выполнять физическую работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения называется:

а) физической работоспособностью;

б) физической подготовленностью;

13. Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности называется:

а) аэробной выносливостью;

б) анаэробной выносливостью;

в) анаэробно-аэробной выносливостью;

+г) специальной выносливостью.

14. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных усилий:

б) специальной гибкостью;

в) подвижностью в суставах;

г) динамической гибкостью.

15. Под пассивной гибкостью понимают:

а) гибкость, проявляемую в статических позах;

+б) способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.);

в) способность человека достигать большой амплитуды движений во всех суставах;

г) гибкость, проявляемую под влиянием утомлен.

16. Какое из физических качеств при чрезмерном его развитии отрицательно влияет на гибкость?

г) координационные способности.

17. К скоростно-силовым упражнениям относятся:

г) вис на перекладине.

18. К показателям физической подготовленности относятся:

б) артериальное давление и ЧСС;

в) время задержки дыхания;

г) сила, выносливость, скорость.

19. Бег на короткие дистанции развивает:

20. Укажите, что не относится к методическим принципам физического воспитания:

+б) сила воли и смелость;

в) сознательность и активность;

г) доступность и индивидуализация.

21. Методы регламентированного упражнения подразделяются на:

+а) методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств;

б) методы общей и специальной физической подготовки;

в) игровой и соревновательный методы;

г) повторный и интервальный методы.

22. Весь процесс обучения любому двигательному действию включает в себя…, которые отличаются как частными задачами, так и особенностями методики:

23. Основные задачи ОФП это:

+а) укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие;

б) достижение высоких спортивных результатов.

24. Виды спорта, развивающие преимущественно общую выносливость это:

25. Физическая подготовка – это:

а) воспитание морально-волевых качеств;

б) овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы;

+в) развитие двигательных качеств и овладение техникой движений.

26. Какие упражнения развивают силу?

а) бег с соревновательной скоростью;

в) марафонский бег;

г) прыжки через скакалку.

27. Под координационными способностями (ловкость) следует понимать:

а) способности выполнять движения без излишней мышечной напряженности;

б) способности владеть техникой различных двигательных действий при минимальном контроле сознания;

+в) способности быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать свою деятельность в зависимости от обстановки;

г) способности противостоять физическому утомлению в видах деятельности, связанных с выполнением точных движений.

1. Врачебный контроль это – …

+а) раздел медицины, призванный исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на

б) наблюдения занимающихся физическими упражнениями за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовкой и оценка субъективных и объектив-

ных показателей состояния своего организма с помощью простых и общедоступных методов.

в) исследования, проводимые врачом и тренером для того, чтобы определить как воздействуют на организм занимающегося физическими упражнениями и спортом физические нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие заболеваний.

Гибкость: понятие и ее основные характеристики

Гибкость влияет на работу всего организма, придает движениям быстроту и изящество. Ее можно развить при помощи специальных упражнений. Главное — начать с правильного возраста, пока момент не упущен.

Виды гибкости

Гибкость — это способность выполнять упражнения, предусматривающие большую амплитуду движения суставов. Показателем гибкости является максимальный размах движений. Существует несколько видов гибкости.

Активная гибкость

Активная гибкость — максимальная амплитуда движений, при работе того или иного сустава. Чтобы проверить, насколько развита эта способность, необходимо встать спиной к гимнастической стенке. Из положения стоя следует поднять ногу как можно выше и удерживать ее в таком положении.

Проверка должна производиться без посторонней помощи, можно рассчитывать лишь на собственную силу. Показатели активной гибкости дают представление о растяжимости мышц-антагонистов, выполняющих тягу в противоположные стороны. Также они характеризуют силу мышц-протагонистов, которые работают в одном направлении.

Пассивная гибкость

Пассивная гибкость — максимальная амплитуда движений, совершаемых человеком с применением внешнего воздействия. Это могут быть снаряды, отягощения или помощь партнера. Для проверки показателей пассивной гибкости необходимо встать спиной к гимнастической стенке. Сохраняя положение стоя, нужно как можно выше поднять ногу, поддерживая ее руками.

Движения суставов ограничиваются степенью растяжимости мышечной и соединительной ткани. Высокая пассивная гибкость обеспечивает хорошую подвижность суставов. При этом амплитуда пассивных движений всегда больше амплитуды активных. Разница между этими показателями называется резервом гибкости.

Общая гибкость

Общая гибкость представляет собой степень подвижности всех суставов в теле человека. Она позволяет совершать движения с наибольшей амплитудой.

Специальная гибкость

Специальная гибкость определяет предельную подвижность конкретных суставов. Этот показатель учитывают при составлении требований к тому или иному виду спортивной деятельности.

Анатомическая гибкость

Второе название этого вида физической гибкости — предельно возможная. Она определяется особенностями строения суставов. В повседневной жизни человек использует малую часть анатомической подвижности. Но при занятиях спортом подвижность суставов порой может достигать 95% от предельно возможного показателя.

Избыточная гибкость

Избыточная гибкость — состояние, при котором сустав из-за чрезмерной подвижности теряет стабильность положения. Из-за этого повышается риск травм. При избыточной гибкости мышца достигает своей максимальной длины, но дальнейшее растяжение продолжается. В результате в связках и мышцах возникает дополнительное напряжение, которое может привести к их разрыву.

Когда желаемая степень гибкости достигнута и сохраняется в течение недели, следует ненадолго приостановить интенсивные упражнения. Гибкость немного снизится, но ее будет легко восстановить до нужного уровня. Лучше подождать несколько дней, чем выйти из строя на пару месяцев из-за травмы.

Значение гибкости

В повседневной жизнедеятельности человека наибольшую роль играет подвижность позвоночника, плеч и тазобедренной части. От степени развития этой способности зависит эффективность овладения техникой спортивных упражнений. А упражнения, направленные на улучшение гибкости, укрепляют мышцы, сухожилия и связки. Также благодаря им совершенствуется координация работы нервно-мышечного аппарата. Как результат — снижение риска возникновения травм и растяжений.

Плохое качество гибкости становится помехой при попытке овладеть техникой выполнения спортивных упражнений. Прогресс в развитии других физических способностей ухудшается. Занятия отнимают больше времени, чем следует, мышцы постоянно напряжены. Из-за этого быстрота и сила вскоре исчезают, уступая место усталости. Часто именно недостаточная гибкость становится причиной травм опорно-двигательной системы.

Качество гибкости

Подвижность скелетно-мышечной системы зависит от нескольких факторов:

  1. Строения суставов: их форма, толщина суставного хряща, длина суставных поверхностей. Наличие костных выступов также имеет значение.
  2. Степени эластичности мягких тканей.
  3. Силы мышц, осуществляющих движения в суставах.

Форма суставов может быть:

  • шаровидная;
  • эллипсовидная;
  • блоковидная;
  • седловидная;
  • плоская;
  • цилиндрическая.

Шаровидные суставы (тазобедренные, плечевые) обладают максимальной анатомической гибкостью тела. Седловидные, плоские и блоковидные суставы от природы подвижны меньше всего. Анатомическая подвижность прямо пропорционально зависит от длины и кривизны суставных поверхностей.

Из всех мягких тканей костно-мышечной системы наибольшей растяжимостью обладают мышцы. Их длина может увеличиться на 30-50% от первоначальной. Связки и сухожилия куда менее эластичные. Но эластичные способности мягких тканей увеличиваются благодаря высокой температуре, обеспечивающей приток крови к ним.

Поэтому так важно делать разогревающую разминку перед упражнениями на растяжку. Эффект будет продолжаться, пока кровообращение ускорено. После охлаждения максимально возможная амплитуда движений уменьшается.

Гибкость у детей

Большую гибкость можно развивать естественным путем до 14-15 лет. Динамика развития неравномерна и зависит от типа задействованных суставов. Наибольшее улучшение амплитуды движений тазобедренных суставов отмечается в возрасте 7-8 и 11-13 лет. Далее процесс происходит в стабильном темпе, а с 16 лет прогресс заметно замедляется.

Подвижность суставов позвоночника и темпы ее естественного прироста у мужчин и женщин отличаются. У девочек в 7-8, 10-11 и 12-14 лет происходит быстрое развитие этой способности. Мальчики переживают естественный прирост подвижности в 7-11 и 14-15 лет. По наступлении 15 лет у мальчиков и 14 лет у девочек наблюдается стабилизация и снижение гибкости позвоночника.

Мелкие суставы отличаются более быстрым развитием подвижности. Применение специальных упражнений помогают приумножить гибкость и сохранить ее на высоком уровне. Если пренебрегать ими, то с наступлением юношеского возраста подвижность всех суставов начнет ухудшаться.

При этом у женщин амплитуда движений в среднем на 10% больше, чем у мужчин. Женскому телу присуща большая подвижность суставов. Но с наступлением старости гибкость у женщин и мужчин почти одинакова.

Виды спорта и гибкость

Для развития гибкости спортсмену нужно соблюдать регулярность упражнений и поддерживать одну и ту же частоту занятий.

Подвижность суставов помогают улучшить следующие виды спорта:

  • гимнастика (художественная и спортивная);
  • стретчинг;
  • акробатика (свободная, на полотнах);
  • йога.

Каждая из этих методик имеет свои преимущества. В основе гимнастики лежит гибкость, поэтому работе над этой способностью гимнасты посвящают огромную часть времени. Стретчинг — это комплекс специальных упражнений, направленных на растяжку.

Занятия акробатикой помогают не только усовершенствовать силу гибкости, но и укрепить мышцы. Йога предусматривает развитие умения поддерживать баланс. Одновременно с прорабатыванием гибкости и выносливости оттачивается правильное дыхание, наполняющее кровь кислородом.

С точки зрения физкультуры гибкость классифицируется точно так же, как и в спорте. Но целью занятий становится растяжка всего тела, от спины до нижних конечностей.

Как развить гибкость

Первый и необходимый этап развития гибкости — выполнение спортсменом разогревающих упражнений в течение 10-15 минут. Идеальным вариантом считается кардионагрузка.

Спортсмену будут полезны прыжки со скакалкой, ходьба на месте, бег, приседания. Они повысят тонус тела и обеспечат приток крови к мышцам. После этого можно переходить непосредственно к упражнениям на гибкость.

Методы развития гибкости

Всего существует два главных способа развития гибкости. Первый — метод многократного растягивания, второй — метод статического растяжения, который имеет несколько вариаций. Выбор способа зависит от того, какая гибкость должна быть натренирована.

Метод многократного растягивания

Основан на том факте, что многократное повторение упражнения позволяет больше растягивать мышцы. При этом амплитуда движений должна постепенно увеличиваться. В начале занятий она будет небольшой, но к 8-12 повтору ее следует довести до максимума. Уменьшение размаха движений служит пределом оптимального количества повторений.

Метод статического растягивания

В его основе лежит зависимость степени растягивания от его длительности. Следует расслабиться и затем выполнить упражнение на гибкость. После этого необходимо сохранять конечное положение от 10 секунд до пары минут. Точное время зависит от возможностей и опытности человека. Статические упражнения можно выполнять как в одиночестве, так и с партнером.

Метод активно-статического растягивания

В нем используется максимальное напряжение мышц-антагонистов для растягивания конкретной мышцы. Такая методика рекомендуется тем, кто занимается, например, гимнастикой. Этот вид спорта задействует определенные разновидности активной гибкости.

Метод растягивания с чередованием напряжения и расслабления мышц

Предусматривает одновременное сокращение мышц-антагонистов. Эластичность тканей повышается благодаря совокупности аутогенного торможения перед растягиванием и реципрокного торможения во время растягивания.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Общая физическая подготовка в системе физического воспитания. Воспитание физических качеств. Значение мышечной релаксации

6.1. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания

Принято считать основными физическими (двигательными) качествами человека силу, быстроту движений, гибкость, ловкость, выносливость. Развитие, воспитание и совершенствование их – целостный процесс, конечные задачи которого – расширение функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила измеряется динамометром. Различают абсолютную (суммарная сила всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена). Средствами развития силы являются упражнения с отягощениями и упражнения взрывного характера. Наиболее распространенными методами развития силы являются метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический (статический) метод и метод электрической стимуляции мышц. В спорте большое значение имеет зависимость силы – скорость или скоростно-силовые качества (бег, прыжки, метание, штанга, бокс и пр.)

Быстрота. Развитие быстроты – способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью – характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслабления мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.

Поскольку быстрота движений и реакции необходима во всех видах спорта и во многих ситуациях, то и упражнения для ее развития одинаковы:

  • Бег на коротких отрезках с максимальной скоростью;
  • Семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра;
  • Упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков;
  • Упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал и пр.

Совершенствование техники любого движения увеличивает возможность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнения движения.

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную. Она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы, спортивной специализации и пр. Для совершенствования гибкости применяются упражнения на растягивания мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка).

Ловкость – самое сложное многозначное качество. В нашей стране измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Выносливость. Развитие выносливости – способности выполнять какую- либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности, – характеризуется противостоянием организма человека утомлению.

Существуют четыре типа утомления:

  1. Умственное (решение задач по математике, игра в шахматы);
  2. сенсорное (утомление деятельности анализаторов);
  3. эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний после экзаменов, соревнований);
  4. физическое (в результате мышечной деятельности), делится на:
    • локальное (в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц);
    • региональное (в работе приняло участие менее 2/3 всего объема мышц);
    • общее (в работе приняло участие более 2/3 всего объема мышц);

Выносливость связана с дыханием, его постановкой, что является одной из главных задач физического воспитания.

Выносливость по отношению к продолжительным, умеренной мощности, работам, включающим функционирование большей части мышечного аппарата – общая выносливость.

Выносливость по отношению к определенной деятельности – специальная выносливость.

Развитие выносливости происходит лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления. Естественно, что при этом организм адаптируется к подобному состоянию, что в общих чертах и выражается в повышенной выносливости.

Упражнения для развития выносливости характеризуются компонентами:

  1. интенсивностью,
  2. продолжительностью,
  3. продолжительностью интервалов отдыха,
  4. характером отдыха (заполнение пауз другими видами деятельности),
  5. числом повторений.

Сердце доставляет кислород (окисление продуктов питания), в печени имеется запас гликогена (при распаде выделяется энергия ) за счет распада фосфатистых соединений (креатинфосфатный механизм).

Различают три вида выносливости: аэробную, анаэробно-лактатную (гликолическую) и анаэробно-алактатную (креатинфосфатную).

При дозировке нагрузки для совершенствования выносливости при равномерной мышечной работе выделяют зоны интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений. Нулевая зона (130 уд/мин) применяется для отдыха или восстановления. Первая зона (от 130 до 150 уд/мин) – для совершенствования аэробной способности. Вторая зона (от 150 до 180 уд./мин) – для анаэробной работоспособности и третья зона (свыше 180 уд/мин) – для анаэробной работоспособности.

Аэробная работоспособность – это способность организма длительное время производить физическую работу при достаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма.

Анаэробная работоспособность – это способность организма производить физическую работу при недостаточном количестве кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, сравнительно с его потребностью.

Формирование и совершенствование физических качеств и прикладных навыков во многом зависят от сознательного отношения спортсмена к тренировкам, в том числе и самостоятельным.

6.2. Значение мышечной релаксации

Способность к произвольному расслаблению мышц (мышечной релаксации) занимает значительное место в учебно-тренировочном процессе по физической подготовке.

Движение любой части тела является результатом сочетания возбуждения и расслабления мышц. Расслабление определенных мышечных групп в нужный момент так же, как и возбуждение, необходимы для успешного выполнения любого движения. Отсутствие такого расслабления приводит к напряженности и скованности движений, а следовательно, и снижению их эффективности.

Физические упражнения, применяемые для развития способности к произвольному расслаблению мышц, делятся на пять групп:

  1. свободное раскачивание руками в плечевом и локтевом суставах за счет толчкообразных движений ног;
  2. раскачивание ноги в тазобедренном и коленном суставах за счет толчкообразных движений опорной ноги;
  3. хлестообразные движения верхних конечностей за сче резких поворотов туловища;
  4. встряхивание (потряхивание) руками, ногой, туловищем;
  5. расслабленное “падание” туловища, поднятых рук.

Методические рекомендации для овладения расслаблением во время выполнения физических упражнений сводятся к положениям:

  1. выполнять изучаемые упражнения до утомления (это особенно целесообразно в занятиях циклическими спортивными упражнениями);
  2. создавать установку у занимающегося на выполнение заключительных фраз движений “толчкообразно”;
  3. переключать (резко чередовать) интенсивность движений; в циклических видах спорта перемежать отрезки, преодолеваемые с высокой скоростью, “выключениями”, продолжая движение “расслаблено”; в циклических видах попеременно выполнять упражнение напряженно и легко – расслабленно;
  4. напоминать занимающемуся о необходимости расслабления мышц во время выполнения физических упражнений в виде кратких указаний;
  5. во время выполнения напряженных циклических упражнений следить за мимическими мышцами, придавать лицу спокойное выражение, сознательно расслаблять мышцы лица.

Непосредственно перед началом спортивного упражнения для того, чтобы освободиться от излишнего напряжения, целесообразно сделать глубокий вдох, задержать дыхание и напрячь мышцы, затем. Слегка вперед, сделать толчкообразный выдох через нос и рот с одновременным расслаблением мышц.

Систематическое применение упражнений для развития способности к произвольному расслаблению мышц способствует более быстрому овладению двигательными навыками и более эффективному развитию двигательных качеств.

Внушенная в процессе психорегулирующей тренировки мышечная релаксация является эффективным средством восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.

6.3. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания

В процессе физической (спортивной) тренировки назанимающихся оказывается значительное воздействие по формированию нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.

Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.

Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно- эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.

Составной частью процесса физического и духовного развития человека является самовоспитание – творческая активная деятельность человека, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков.

В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.

Основные физические качества теннисиста

Трудно отдать предпочтение одному из пяти, выделенных в теории и практике физической культуры, основных физических качеств, необходимых для теннисиста.

Понятие «физические, или двигательные, качества», объединяет стороны моторики человека, проявляющиеся в одинаковых движениях, требующие одинаковых проявлений психики и имеющие один и тот же измеритель.

Физические качества в определенной степени могут развиваться параллельно как естественным, нерегулируемым путем в повседневной жизни во время движений, так и иметь целенаправленное движение при помощи разработанных комплексов физических упражнений.

Гибкость

Гибкость — способность человека выполнять движения с наименьшей амплитудой в суставах, обусловленная функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата.

Наличие достаточной гибкости является важным условием для развития других физических качеств: быстроты, выносливости, силы и ловкости, а также способствует экономичности движений.

Проявление гибкости возможно при наличии следующих условий:

  • достаточного анатомического радиуса движений в суставе;
  • растянутости мышц, связок и сухожилий, окружающих суставы;
  • силы и эластичности мышц.

По характеру движений гибкость подразделяется на:

  • активную — способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности группы мышц, окружающих сустав. Этот вид гибкости проявляется в активном выполнении движения;
  • пассивную — способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил (вес тела спортсмена, вес снаряда и т. д.). Этот вид гибкости может носить динамический и статистический характер.

Разница в показателях пассивной гибкости, которая всегда выше, и активной является своеобразным показателем величины резерва развития активной гибкости.

Основным средством для развития гибкости являются упражнения на растягивание, которым должно отводиться особое место в комплексе гимнастических упражнений для теннисиста. Упражнения на растяжение должны отличаться значительным разнообразием, чтобы развивалась подвижность во всех суставах тела. Большая амплитуда движения в суставах должна достигаться постепенно. При определении влияния физических упражнений на развитие гибкости необходимо учитывать следующие факторы:

  • гибкость проявляется в упражнениях с околопредельным и предельным размахом в движении в суставах;­
  • на развитие гибкости направлены упражнения, связанные с активным растяжением и увеличением эластичности мышц, выполняемые с большой силой и на высокой амплитуде в суставах.

При назначении упражнений для развития гибкости необходимо учитывать следующее:

  • развитие гибкости максимально в возрасте 10–14 лет;­
  • гибкость у женщин больше, чем у мужчин;
  • гибкость меняется в течение суток, достигая максимума к середине дня;
  • все упражнения на гибкость выполняются с максимальной амплитудой после предварительной разминки, когда мышцы разогреты и подготовлены к выполнению упражнений.

Для развития гибкости широко используются упраж­нения с активной помощью партнера, обеспечивающего выполнение движений с большей амплитудой.

Только при достаточной гибкости можно добиться необходимого развития одного из главных физических качеств, необходимых теннисисту, — быстроты.

Быстрота

Быстрота — способность совершать движения с определенной скоростью, обусловленная свойством мышц преодолевать сопротивление с большим ускорением, и определяется скоростью движения. Этим же термином обозначается быстрая реакция на выполнение двигательной задачи, что обусловливается естественным качественным соотношением в мышцах быстрых и медленных волокон, а также психической реакцией на данную ситуацию.

Быстроту теннисиста разделяют на быстроту реакции и быстроту передвижения. Они не только в значительной степени связаны друг с другом, но и самостоятельны. Например, у отдельных теннисистов есть быстрая реакция на ситуацию, но они не обладают достаточной быстротой передвижения.

При применении правильных методик тренировок достигаются ощутимые результаты в развитии быстроты.

  • в упражнениях с максимально возможной скорос­тью движения (в узком понятии: быстрота — пере­движение с максимальной скоростью);
  • как физическое качество, характерное для упражнений с выявлением способности управлять высокоскоростными движениями;
  • в упражнениях с быстрым переключением с одного режима на другой.

Способность к ускорению является составной частью быстроты.

Формы проявления быстроты:

  • время двигательной реакции;
  • время одиночного движения;
  • частота движений.

Наиболее эффективно начинать развитие этого качества у детей 7—11 лет, которые способны легко повышать скорость своих движений.

В отличие от легкоатлетов (бегунов), реакция которых связана со слуховым анализатором, быстрота реакции теннисиста связана со зрительным восприятием. Учитывая эту особенность, теннисист должен уделить основное внимание при развитии быстроты реакции упражнениям, при выполнении которых он не знает заранее, какое из «сигнальных движений» последует и каким должен быть его двигательный ответ.

В качестве примера для развития быстроты можно предложить следующие упражнения:

  • спортсмен занимает обычное положение «теннисного старта» и по условленному сигналу рукой выполняет рывок в одном из четырех направлений (вперед, назад, вправо, влево);
  • ловля теннисного мяча разными способами, брошенного в заранее не известном спортсмену направлении.

Учитывая, что с максимальной скоростью теннисист передвигается по корту на расстоянии 10—12 м, особое внимание уделяется развитию быстроты на сверхкороткие дистанции. Чтобы выполнить точно удар, теннисисту приходится резко снижать скорость при приближении к мячу, а поэтому решающее значение имеет быстрота первых шагов.

В ряде случаев теннисист начинает рывок к мячу не из неподвижного положения, а из медленного движения по площадке, что делает целесообразным умение развивать быстроту не только из «стартового положения», но и во время различного вида движений.

У начинающих спортсменов наблюдается недопустимая напряженность в движениях при выполнении упражнений на быстроту. Необходимо напомнить, что без умения расслабляться невозможно в совершенстве развить ни быструю реакцию, ни быстроту передвижения по корту.

О роли быстроты говорила Э. Джекобс (США) — чемпионка Уимблдона в одиночном разряде 1936 г.: «Очень важно научиться бегать легко, ступая на носки. Лучшее упражнение для этого — прыгалка».

А. Коше (Франция) — чемпион Уимблдона в одиночном разряде (1927 и 1929 г.), в парном разряде (1926 и 1928 г.) считает: «Основное в игре — быстрота наряду с экономной тех­никой в ударе».

Ловкость

Ловкость — это качество предполагает умение хорошо владеть своим телом при решении разнообразных двигательных задач, в особенности в меняющихся, внезапно возникающих условиях, и проявляется в трех основных направлениях координационных способностей:

  • овладение новыми двигательными навыками;
  • дифференцирование и управление различными ха­рактеристиками движений;
  • способность к импровизации и комбинированию движений в процессе двигательной деятельности.

Проявление этого качества непрерывно происходит в теннисе, когда спортсмену на корте постоянно приходится решать самые разнообразные двигательные задачи в постоянно и быстроизменяющихся условиях.

Здесь кроме индивидуальных данных большое значение имеет планомерный и целенаправленный тренировочный процесс.

Для развития ловкости широко используются спортивные игры: баскетбол, хоккей, волейбол, футбол, а также легкоатлетические прыжки, барьерный бег, акробатические упражнения и метания.

У теннисистов ловкость иногда связана с выполнением прыжков, которые бывают преимущественно двух видов:

  • прыжки вверх для удара по высоко летящему мячу;
  • прыжки в длину (вперед, в сторону).

Прыжки вверх целесообразно сочетать с необходимостью достать ладонью высоко подвешенный предмет или с движением руки, похожим на выполнение удара ракеткой.

Для развития ловкости теннисиста также целесообразно выполнение им в фазе полета прыжка различных сложных движений. Одним из таких упражнений может быть ловля брошенного в заранее не известном спортсмену направлении теннисного мяча, которую осуществляют в фазе полета.

Э. Вайнс (США), чемпион Уимблдона в одиночном разряде (1932 г.), считает: «Ловкость и точность является в теннисе более важным, гораздо более важным, чем физическая сила и мышцы».

Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление преимущественно за счет мышечной деятельности или же противодействовать внешним силам. Измеряется сила величиной максимального напряжения, развиваемого мышцей при возбуждении.

Целенаправленно можно развивать силу как отдельных групп мышц, так и одной крупной мышцы. Но все же лучше проводить комплексное планомерное воздействие на различные группы мышц, формируя не только силу, но и пропорциональное развитие тела.

При выполнении определенных силовых упражнений на развитие силы необходимо учитывать следующие факторы работы мышц в разных режимах:

  • в статистическом режиме не только проявляется наибольшая сила мышц (максимальная сила), но и неблагоприятная высокая нагрузка на нервную си­стему;
  • в динамическом режиме максимальные показатели силы проявляются при средних скоростях, а минимальные — при быстром сокращении мышц. Показатели проявляемой силы в движении ниже, чем в статистическом режиме;
  • скоростная, или «взрывная», сила представляет собой способность мышцы преодолевать сопротивление с большим ускорением и проявляется только при быстром и большом по величине начальном динамическом напряжении мышц, а в статистических упражнениях — с большим начальным напряжением мышц;
  • медленная динамическая (жимовая) сила проявля­ется при медленном сокращении мышц с преодо­лением околопредельных отягощений;
  • околопредельный, или максимальный, уровень проявления комплекса физических качеств имеет место при быстром переключении с одного режима на другой, как проявление координационных способностей человека. Это обусловлено эластичностью, способностью к расслаблению и растягиванию мышц, работающих при выполнении упражнений как синергисты (работающие содружественно) и антагонисты, и достигается безупречной техникой.

Большинство движений теннисиста не требует максимального мышечного напряжения. Комплекс силовых упражнений используется в занятиях с теннисистами для всестороннего физического развития и должен отвечать требованиям разносторонности. В комплекс должны входить упражнения для укрепления всех групп мышц тела.

Лучшими для теннисиста считаются упражнения динамического характера с различными отягощениями (набивной мяч, гантели, ядро и т. д.), которые будут развивать не только силу, но и гибкость.

Особое внимание необходимо обращать на развитие силы и подвижности кисти, включая упражнения различных движений кисти (наклоны ее вперед, в сторону, круговые движения) с отягощением.

Для проведения мощных ударов необходима сильная хватка — сильные пальцы, кисть и предплечье.

Вот как об этом говорил Р. Лейвер — единственный в истории тенниса двукратный обладатель “Большого шлема” (1962 и 1969 г.): «Многие годы, даже когда уже стал чемпионом Уимблдона, я не расставался с обыкновенным теннисным мячиком в кармане и сжимал его до отказа при каждом удобном случае в общей сложности не менее тысячи раз в день, причем обхватывал мяч пальцами по-разному — применительно то к хватке при ударе справа, то при ударе слева».

Развитие силы должно проводиться планомерно с постепенно возрастающей нагрузкой и без длительных перерывов, которые могут привести к потере уже приобретенной мышечной силы.

Выносливость

Выносливость — это сопротивляемость утомлению при спортивной двигательной деятельности, то есть способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке.

Утомление — это временное снижение работоспособности вследствие полученной физической и психической нагрузки, не позволяющей выполнять физическую деятельность с прежней эффективностью.

Безусловно, длительное проведение матча требует от теннисиста выносливости, которая имеет свои особенности. Последовательность и скорость движений теннисиста в игре постоянно меняются, чередуя быстрые и медленные движения. Этим обусловливается то, что циклические движения не могут являться основным средством развития специфической выносливости теннисиста. Данное качество необходимо развивать в выполнении разнообразных упражнений, отличающихся друг от друга как по скорости, так и по координации движений. В комплекс для развития выносливости обычно включают различные виды бега (обычный бег, бег боком и спиной вперед, бег приставным шагом, бег с ускорением) и прыжки. Хорошим средством является бег по пересеченной местности в разном темпе, прыжки со скакалкой.

В отношении развития основных физических качеств двукратный чемпион Уимблдона А. Коше советовал: «Мои советы:

  • чемпион должен ежедневно работать, развивать мышцы, совершенствовать свои рефлексы;
  • слабую кисть надо укреплять, работая с отягощениями, тренированность ног достигается прыгалкой, рефлексы совершенствуются работой у стенки;
  • хорошее здоровье и полный порядок в нервной системе;­
  • подготовкой к колоссальным нервным напряжениям служат усиленные занятия физкультурой;
  • нельзя заниматься физкультурой как-нибудь: гребля, гимнастика на снарядах, гири. Хорошо: вытягивание и сгибание корпуса и конечностей, некоторые упражнения лежа на полу (от 10 до 30 мин), несколько спринтерских стартов. И особенно — прыгалка! Это ноги, дыхание и гибкость, придаваемая рукам. И, наконец, серия дыхательной гимнастики для восстановления;
  • заниматься другими видами спорта: футбол, хоккей, коньки, бокс, фехтование».

Но в понятие «утомление» входит не только физическая, но и психическая нагрузка. Теннис является одним из видов единоборства, а поэтому кроме физической подготовки необходимо и развитие волевых качеств спортсмена, его настрой на длительную, напряженную борьбу в процессе соревнований.

В связи с этим в процессе подготовки к соревнованиям теннисисты должны проводить тренировочные матчи соревновательного характера продолжительностью для мужчин 5–6 партий и для женщин 3–4 партии.

В отношении развития выносливости во время тренировок мнения выдающихся теннисистов во многом созвучны, хотя и имеются некоторые отличия.

Э. Вайнс считает, что: «Тренироваться нужно разумно и регулярно. Заканчивайте тренировку тогда, когда Вы чувствуете, что можете играть еще в течение часа».

Э. Джекобс (США), чемпионка Уимблдона в одиночном разряде (1936 г.), также близка в своем мнении к предыдущему высказыванию: «Очень важно не допускать перетренированности».

Сама Э. Джекобс перед большими соревнованиями играла по полчаса в день, прекращая тренировки за 3–4 дня до соревнований.

А. Коше считает: «Отдых — только он дает душевное равновесие перед матчем».

Р. Лейвер придерживается несколько иного мнения: «При моей огромной нагрузке — я играю почти круглый год, — я никогда не чувствую себя неподготовленным. Ежедневные занятия держат меня в постоянном напряжении, в постоянной готовности. Даже в день матча я тренируюсь полтора–два часа. Для среднего игрока это, конечно, тяжело, но дело здесь в самом принципе. Вы можете провести 10– или 15– минутную тренировку, но в день матча она необходима, как физическая и психологическая разрядка».

Так проводится развитие выносливости, сочетая вме­сте физические и психические нагрузки.

Современные теннисные матчи самого высокого уровня напоминают бой гладиаторов. Выносливость на этом уровне нужна такая, чтобы не позволить себе смягчить удары до самого конца матча.

В декабре 2000 г. в Барселоне в финале Кубка Дэвиса встретились испанец X. К. Ферреро (№ 11 в АТП) с австралийцем Л. Хьюитом (№ 6 в АТП). В то время им было не более 20 лет, но матч так измотал обоих, что они не могли самостоятельно покинуть корт.

Ведущие теннисисты мира в настоящее время тренируются до 4 раз в день, затрачивая в общей сложности на это 5—5,5 ч.

Источник: Большой теннис для всех и каждого,
авторы В. Л. Гороховский, В. Е. Романовский

Гибкость – это способность человека выполнять движения в суставах с возможно большей амплитудой.

Различают активную гибкость (проявляющуюся за счёт собственных мышечных усилий) и пассивную (проявляющуюся при приложении к движущейся части тела внешних сил – силы тяжести, усилий партнёра).

Пассивная гибкость всегда больше активной и в большинстве случаев её увеличение создаёт предпосылки для роста амплитуды активных движений.

Гибкость зависит от морфофункциональных свойств суставно-мышечного аппарата. Наиболее важны из них эластичность мышц, сухожилий и суставных сумок, сила мышц, с помощью которых выполняется движение части тела в данном направлении; форма суставов, степень соответствия и размеры сочленяющихся суставных концов костей. За счёт улучшения мышц и связок гибкость увеличивается.

Гибкость зависит от возраста: обычно у детей она наибольшая. С возрастом гибкость снижается. Принято считать, что наиболее оптимальные условия для её развития создаются в 10-16 лет. Гибкость зависит от пола человека. Подвижность суставов у девочек и девушек больше, чем у мальчиков и юношей. Мальчики отстают от девочек в развитии гибкости по ряду показателей примерно на 20 – 30 %.Гибкость зависит от способности мышц к расслаблению. Она существенно изменяется под влиянием утомления, причём показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной увеличиваются. Это связано с тем, что при утомлении мышц снижается их сил и эластичность, ухудшается способность к расслаблению. В таких мышцах раньше возникает охранительное напряжение. Под влиянием активных движений (разминка, упражнения на растягивание), повышающих эластичность и температуру мышц, гибкость улучшается и, наоборот пассивный отдых, охлаждение тела ухудшают гибкость. На гибкости больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика (в утренние часы гибкость значительно снижена).

Проявление гибкости зависит от вида спорта. Так, у пловцов более всего развита подвижность в плечевом, голеностопном и коленных суставах, у барьеристов – подвижность позвоночного столба и тазобедренного сустава, у гимнастов – подвижность в лучезапястном, локтевом, коленном суставах, позвоночном столбе.

Гибкость следует развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна значительно превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение, т.е должен быть определённый запас гибкости. Это предотвратит нежелательные изменения в структуре техники, которые могут быть связаны с уменьшением амплитуды движений.

Для развития гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на две группы – активные и пассивные. В активных движениях увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счёт сокращения мышц проходящих через этот сустав. В пассивных – используются внешние силы.

В первую группу входят:

– простые движения (на счёт «раз» – наклон, на счёт «два»-выпрямиться);

– пружинистые движения (на счёт «раз, два, три» – пружинистые наклоны, на счёт «четыре»-выпрямиться);

Ко второй группе относятся упражнения с самозахватами, а также с внешней помощью. Кроме этих, при развитии гибкости используют статические упражнения, когда даётся задание сохранить неподвижное положение тела в условиях максимальной амплитуды.

При развитии гибкости упражнения выполняются сериями, по несколько повторений в каждой. Темп при активных упражнениях – в среднем 1 повторение в 1сек.;при пассивных 1 повторение за 2сек. Время выполнения статических упражнений должно быть 4-6сек.Пассивные и статические упражнения целесообразно применять, когда существенно возрастает масса мышц и связочный аппарат почти перестаёт деформироваться. Упражнения на растягивание наиболее эффективны, если их выполнять 1-2раза. Если стоит задача поддержания определённого уровня гибкости, можно ограничиться наиболее редкими занятиями.

Билет № 10(1). Раскройте значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами.

Олимпийское движение – это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта.

Олимпийское движение – движение общественное, международное. Оно за развитие спорта, оно за то, чтобы человек достиг физического и духовного совершенства.

Цель международного олимпийского движения– способствовать построению мира, привлечению молодёжи к занятиям спортом, воспитанию её без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, т.е. в духе взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры.

Девиз олимпийского движения гласит: «Никакой дискриминации в спорте – ни политической, ни религиозной, ни расовой». А это значит, что все спортсмены равны, у всех равные условия для соревнования, для победы.

Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх.

Олимпийским движением руководит Международный Олимпийский Комитет (МОК). Он объединяет государственные и общественные организации (национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по видам спорта, которые входят в программу Олимпиад),которые принимают на себя обязательства развивать спорт и физическую культуру на принципах и идеалах олимпийского движения.

Олимпийское движение борется за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества.

Благодаря развитию Олимпийского движения появились и новые виды соревнований, организаторы которых руководствуются высшими идеалами спорта. И эти соревнования также, как Олимпийские игры, содействуют укреплению мира между народами. К таким соревнованиям следует отнести Игры Доброй Воли (проводятся с 1986г.), Всемирные Юношеские Игры (впервые проведённые в 1998г. В Москве), Параолимпийские игры, являющиеся аналогом Олимпийских игр, но для спортсменов-инвалидов (стали проводится во второй половине 20 века).

Олимпийское движение в России – составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепления международного спортивного сотрудничества. Возглавляет отечественное олимпийское движение Олимпийский комитет России.

Билет №10(2).Расскажите, в чём различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений их можно развивать. Приведите примеры.

Скоростные качества (способности) – это комплекс морфофункциональных свойств человека, определяющих быстроту выполнения двигательных действий.

К числу основных скоростных способностей относятся: скорость простой и сложной двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений (темп).

Скоростные качества в условиях общеобразовательного учреждения можно развивать с помощью следующих упражнений:

– старт в беге на выстрел или команду;

– бег на короткие дистанции (20-60м) со старта и с хода;

– бег под гору, бег по ветру, бег с изменением движения или остановка по сигналу;

– линейные и встречные эстафеты с бегом;

– подвижные игры «День и ночь», «Вороны и воробьи», «Салки» и др.

Применяемые упражнения должны всегда выполняться с максимально возможной скоростью и темпом, так как меньшие скорости росту быстроты не способствуют

Продолжительность упражнений, направленных на совершенствование скоростных качеств, должна быть такой, чтобы скорость их выполнения к концу повторения не снижалась. Оптимальная продолжительность однократной нагрузки равняется 8-10с.,допустимая 20-22с.

Силовые качества (способности) – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Ссылка на основную публикацию